100-летие Балканских войн: Дневник отца Ивана Дочева
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
„Сага о Балканской войне” – под таким заглавием издан волнующий своей искренностью и человечностью дневник о Первой Балканской войне 1912-1913 годов. Эту войну вели Болгария, Греция, Сербия и Черногория против Османской империи за освобождение территорий с преимущественно христианским населением. Автор дневника – Иван Дочев – приходской священник в храме Святых Трех святителей в г. Шумен. Одаренный бесспорным талантом рассказчика, он описал разные лица войны: от всенародного патриотического подъема и радости побед до страданий и многочисленных жертв.
Отец Иван Дочев, вероятно, желал сохранить увиденное и пережитое для следующих поколений и предоставил свой дневник Варненско-Преславскому митрополиту Симеону. Именно в его архиве эту летопись и обнаружила доц. Лизбет Любенова из Института исторических исследований при БАН. Она является составителем, автором предисловия к книге, комментария и примечаний к ней. Вот что она рассказала в интервью Венете Павловой:
Вы говорите, что во многом дневник отца Ивана Дочева единственный в своем роде. Что отличает его от других дневников, написанных в ту войну?
«Его отличает, во-первых, то, что он написан духовным лицом и его взгляд на события, которые происходили на фронте, отличается коренным образом. Он был добровольцем в Балканскую войну. Оставил жену и пятерых детей, отправившись на фронт, притом он был инвалидом. Передвигался с тростью, служил в лазарете Третьего госпиталя. И то, что он оставил после себя – свои записки, очень отличается от дневников, которые мы имеем, ‒ в основном, генералов или более поздние воспоминания. Иван Дочев не был военным и ему не надо было доказывать, насколько он был прав, какая стратегия имела успех. Он описал войну такой, какой видел ее каждый день».
Почему священник, зрелый мужчина, у которого пятеро малых детей, записался добровольцем на войну?
«В начале дневника он также задает себе этот вопрос, потому что видит, как его супруга не может спать по ночам, как тайком плачет. И он спрашивает себя, есть ли у него право оставить пятерых детей в неизвестности, так как нет гарантий, что он вернется живым. Но, в конечном итоге, он сказал себе: мы должны решить этот национальный вопрос. Должны пойти и сражаться, свобода требует жертв. И это совпадает с позицией самих солдат на фронте, потому что они рассуждали так же, как и он. Тогда все говорят: пусть лучше мы сложим головы здесь раз и навсегда, но чтобы наши дети жили в мире. Это уникальная позиция той эпохи, о которой мы, к сожалению, вряд ли в состоянии дать себе отчет. А люди тогда чувствовали национальный идеал как свою ответственность. Отец Дочев говорил: «Мы должны освободить порабощенных братьев»».
Вы отмечаете, что в отличие от ряда профессиональных историков, которые в то время были на фронте, отец Иван Дочев вел свой дневник очень подробно. Притом с истинной исторической культурой, кроме того, вел его откровенно и без автоцензуры.
«Дневник написан в трех школьных тетрадях. Иван Дочев не пропускал ни одного дня на фронте, независимо от того, велись ли сражения или нет. В одной из тетрадей есть эпизод, о котором он говорит: «Я сижу, упершись спиной в стену, а надо мной свистит шрапнель». Он вел хронику абсолютно всего. Не переделывал, не перерабатывал своих записей. Потому что при его жизни они никогда не издавались. А почему не имел автоцензуры? Он не скрывал абсолютно ничего из того, что видел на фронте. Священник обвиняет правительство, что оно не позаботилось, чтобы у солдат были санитарные пакеты. Сам рассказывает о том, сколько людей похоронил лишь потому, что их раны не были перевязаны и люди истекли ночью кровью. Он показывает эгоизм тогдашнего правительства Ивана Евстратиева Гешова, которое не потратило достаточно средств, чтобы обеспечить элементарную защиту солдат. Кроме того, раскрывает и другую сторону войны – отсутствие пионерных частей, которые бы обеспечили гигиену на фронте. Там не было туалетов для солдат, не было чистой воды. Известно, что в Балканскую войну пало больше жертв от холеры, чем в сражениях на фронте. Иван Дочев не замалчивал этой правды. И это действительно показывает войну под другим углом, с ее человеческой стороны. Есть и такое интересное описание: он вместе с частью болгарских врачей отправился в Турецкий красный полумесяц, чтобы помогать при перевязке турецких солдат. Когда велось сражение и поле было покрыто ранеными и того, и другого лагеря, разницы не делали, по крайней мере, с нашей стороны. К сожалению, он не пишет, приходили ли турецкие врачи перевязывать болгарских солдат. Но указывает, в какие дни ходил с врачами в лагерь противника».
То есть, у страдания нет национальности…
«Не только это. Он был православным священником, но читатель может прочитать, с каким восторгом он описывает мечеть Силимие в Эдирне. Он смотрит на нее, скорее, как на культурно-историческое наследие, независимо от того, что она принадлежит к чуждой религиозной общине. Он несколько раз поднимается на минарет, радуется, что там поставлены болгарские часовые для охраны имущества от разграбления. И восхищается архитектурой, красивым минаретом. В нем нет ненависти, хотя он православный духовник. И он думает, как все это сохранить. Что, к сожалению, нельзя сказать об ответной стороне. Потому что отец Дочев на своем пути описывает селения, которые не просто сожжены, но и церкви в них разрушены. Так что мы видим человека исключительной культуры, который, скорее, принадлежал по менталитету к нашему времени. Или, может быть, мы хуже знакомы с той стороной войны, такой, как она раскрыта в дневнике отца Дочева».
Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/