1700 лет с провозглашения Эдикта Галерия
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
“С Нашей милостью и неизменным обычаем прощать всех, Мы с самой большой готовностью сочли, что следует распространить свое снисхождение на то, чтобы они вновь стали христианами и восстановили свои соборы, но таким образом, чтобы не совершать ничего против правил... Отсюда, в соответствии с Нашим снисхождением, пусть они молятся своему Богу за Наше, государства и свое собственное здравие и бытие, так чтобы государственность осталась во всем крепкой, и они могли обитать в своих домашних очагах непобеспокоенными”.
Этот текст – часть указа, изданного 30 апреля в далеком 311 г. римским императором Галерием. Данный документ, известный в культурной истории Европы как “Эдикт толерантности”, был подписан в одном из стратегических центров Римской империи – городе Сердика. Сегодня наследником античного города является болгарская столица София, а в 2011 г. все христиане Старого континента празднуют 1700 юбилей с провозглашения Эдикта толерантности. В течение многих лет историки, теологи, специалисты по римскому праву изучают этот исключительно важный для развития цивилизации Европы документ, а также обстоятельства вокруг его написания. Об императоре Галерие известно, что он был одним из самых ярых противников христианства, а также виновником масштабных гонений христиан, несмотря на то, что его жена Валерия исповедовала именно эту веру. Акт, благодаря которому преследования прекращаются, поставил христианскую веру наряду с остальными вероисповеданиями в Римской империи. Именно так, в сегодняшней Софии, бывшей Сердике, началась официальная христианизация Европы и всего мира. Итальянский исследователь, теолог и специалист по римскому и византийскому праву проф. Джорджо Бароне Адэзи раскрыл интересные факты об истории эдикта.
“В отношении религиозной политики христианские источники обвиняют императора Галерия, воспитанного в языческой традиции своей матерью, корни которой также из этого района, в том, что он – организатор и исполнитель т.н. “великого преследования христиан”. Эдикт из Сердики подписан считанные дни до смерти императора. Однако, мы не знаем по причине чего император Галерий приходит к выводу, что гонения христиан могут привести к упадку Римской империи – из-за страха смертельной болезни, которая мучила его, из-за желания восстановить религиозный мир в империи или по другим причинам, – выразил свои предположения проф. Адэзи. – По одной из этих причин он сделал христианам жест имперского снисхождения и опрощения, так, чтобы они могли законно исповедовать свою веру не только в частной, но и в общественной жизни. Император заявил, что хочет обеспечить личную свободу всем христианам, чтобы им были возвращены владения и все, что было отнято во время гонений”.
Болгарскую столицу Софию часто приводят в пример религиозной толерантности. В самом центре города, поблизости друг с другом, находятся четыре храма. Мечеть, синагога, восточно-православная церковь и католический молитвенный дом образуют своеобразный четырехугольник взаимного уважения между людьми, исповедующими различные религии. Вот, что заявил протоиерей Ангел Ангелов из церкви Святой Софии – одного из древнейших действующих христианских храмов: “У нас нет причины не гордиться тем, что именно в нашем городе был написан этот эдикт, а также, что впервые на этом месте было дано право христианам строить свои храмы. Это нечто исключительное. Я думаю, что сам император пережил свое покаяние. Это является чем-то естественным, когда ты прикасаешься к вере во Христа. Также бесспорен факт, что во многих житиях мучеников упоминается имя этого императора. Он один из самых ярых гонителей христиан. Кто-то может задать вопрос, почему мы уделяем ему столько внимания? Потому что я верю, что он, страдая от своей болезни, пожелал предоставить христианам равные права со всеми остальными жителями Римской империи. Я являюсь служителем в церкви Святой Софии, а это особый храм. Я не знаю, осознают ли жители Софии, что они живут в городе Премудрости, потому как именно этот храм дал имя нашей столице (по-гречески София означает мудрость). Совсем ясно и другое: Европа, такая, какой она предстает перед миром со своей этнической системой, своей культурой, во многом обязана своим образом христианству. Оно формирует эту Европу, которой мы сегодня гордимся. А город, в котором впервые было предоставлено право свободно исповедовать христианство, строить храмы, – именно наша столица. А это не может не радовать”.
Перевод Александры Арбековой
Источник: http://bnr.bg/
Этот текст – часть указа, изданного 30 апреля в далеком 311 г. римским императором Галерием. Данный документ, известный в культурной истории Европы как “Эдикт толерантности”, был подписан в одном из стратегических центров Римской империи – городе Сердика. Сегодня наследником античного города является болгарская столица София, а в 2011 г. все христиане Старого континента празднуют 1700 юбилей с провозглашения Эдикта толерантности. В течение многих лет историки, теологи, специалисты по римскому праву изучают этот исключительно важный для развития цивилизации Европы документ, а также обстоятельства вокруг его написания. Об императоре Галерие известно, что он был одним из самых ярых противников христианства, а также виновником масштабных гонений христиан, несмотря на то, что его жена Валерия исповедовала именно эту веру. Акт, благодаря которому преследования прекращаются, поставил христианскую веру наряду с остальными вероисповеданиями в Римской империи. Именно так, в сегодняшней Софии, бывшей Сердике, началась официальная христианизация Европы и всего мира. Итальянский исследователь, теолог и специалист по римскому и византийскому праву проф. Джорджо Бароне Адэзи раскрыл интересные факты об истории эдикта.
“В отношении религиозной политики христианские источники обвиняют императора Галерия, воспитанного в языческой традиции своей матерью, корни которой также из этого района, в том, что он – организатор и исполнитель т.н. “великого преследования христиан”. Эдикт из Сердики подписан считанные дни до смерти императора. Однако, мы не знаем по причине чего император Галерий приходит к выводу, что гонения христиан могут привести к упадку Римской империи – из-за страха смертельной болезни, которая мучила его, из-за желания восстановить религиозный мир в империи или по другим причинам, – выразил свои предположения проф. Адэзи. – По одной из этих причин он сделал христианам жест имперского снисхождения и опрощения, так, чтобы они могли законно исповедовать свою веру не только в частной, но и в общественной жизни. Император заявил, что хочет обеспечить личную свободу всем христианам, чтобы им были возвращены владения и все, что было отнято во время гонений”.
Болгарскую столицу Софию часто приводят в пример религиозной толерантности. В самом центре города, поблизости друг с другом, находятся четыре храма. Мечеть, синагога, восточно-православная церковь и католический молитвенный дом образуют своеобразный четырехугольник взаимного уважения между людьми, исповедующими различные религии. Вот, что заявил протоиерей Ангел Ангелов из церкви Святой Софии – одного из древнейших действующих христианских храмов: “У нас нет причины не гордиться тем, что именно в нашем городе был написан этот эдикт, а также, что впервые на этом месте было дано право христианам строить свои храмы. Это нечто исключительное. Я думаю, что сам император пережил свое покаяние. Это является чем-то естественным, когда ты прикасаешься к вере во Христа. Также бесспорен факт, что во многих житиях мучеников упоминается имя этого императора. Он один из самых ярых гонителей христиан. Кто-то может задать вопрос, почему мы уделяем ему столько внимания? Потому что я верю, что он, страдая от своей болезни, пожелал предоставить христианам равные права со всеми остальными жителями Римской империи. Я являюсь служителем в церкви Святой Софии, а это особый храм. Я не знаю, осознают ли жители Софии, что они живут в городе Премудрости, потому как именно этот храм дал имя нашей столице (по-гречески София означает мудрость). Совсем ясно и другое: Европа, такая, какой она предстает перед миром со своей этнической системой, своей культурой, во многом обязана своим образом христианству. Оно формирует эту Европу, которой мы сегодня гордимся. А город, в котором впервые было предоставлено право свободно исповедовать христианство, строить храмы, – именно наша столица. А это не может не радовать”.
Перевод Александры Арбековой
Источник: http://bnr.bg/