Альфатар хранит следы своего многовекового прошлого
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Альфатар – очень старое поселение на северо-востоке Болгарии. Оно упоминается в исторических хрониках конца XVI века под именами Альфатар, Ахлатар и даже Ифлатар. Часть его культурно-исторического наследия сохранилась до наших дней, а памятники разных эпох привлекают внимание как исследователей, так и любознательных туристов.
Возле сегодняшнего города Альфатар находятся четыре римско-византийские и две средневековые болгарские крепости. Из беседы Незабравки Кировой – корреспондента БНР в Силистре с проф. д.и.н. Георгием Атанасовым мы узнаем, что недалеко от села Царь Асен возвышалась пятая по величине крепость во времена Первого болгарского царства (681–1018 гг.). По его словам, крепость у села Царь Асен занимала территорию в 4,5 га и имела городскую инфраструктуру, с 4 церквями и цитаделью.
"Там был обнаружен замечательный памятник с глаголической надписью Манасия Инока. Не говоря уже о многочисленных некрополях, поселениях римской и средневековой эпохи. Но то, что посетитель может увидеть – так это фрако-римское скальное святилище у села Кутловица. Через муниципалитет Альфатар проходят две пересохшие реки Канагьол и Малый Канагьол или Табан. Именно там, рядом с исключительными природными феноменами, расположено святилище над селом Кутловица. Оно положило начало большому фрако-римскому скальному культовому центру, посвященному Залмоксису".
Вдоль Канагьол находятся около 50 скальных монастырей, датируемых концом IX – началом X века. Они были заброшены в XI в., – рассказал проф. Атанасов, и дополнил:
"Недалеко от Альфатара полностью доступны два скальных монастыря в местности Сухая река. Одна из церквей очень большая и недостроенная, потому что, видимо, во время нашествия печенегов монахи, а также жители соседней крепости покинули этот район. Посетители могут увидеть оригинальный, аутентичный интерьер и экстерьер, каким он был в Х веке. Они также могут увидеть десятки рисунков, знаков и граффити той эпохи. Близ села Царь Асен были большие группы скальных монастырей с характерной монашеской организацией".
В начале ХVІ века Альфатар был зарегистрирован как крупнейшее чисто христианское поселение в этом районе. Его население достигало 600 семей – или почти 8000 человек – больше, чем в некоторых городах того времени. Но часть населения, основавшего нынешний Альфатар, покинула регион во время Русско-турецкой войны, и сейчас эти старые альфатарцы живут в Украине, – говорит проф. Атанасов. В наши дни эмблемой альфатарцев является храм Святой Троицы в городе.
"Он замечателен, потому что был построен ведущей архитектурно-строительной школой Дряново. Главным мастером был Геньо Белчев - учитель Кольо Фичето, с которым они вместе построили Дряновский монастырь. Это одна из первых высоких церквей в Добрудже, в Северо-Восточной Болгарии. Она была завершена в 1846 году и освящена".
Неспокойные времена Крымской войны и свирепствующая чума заставили альфатарцев укрепить село как духовно, так и физически. Следы остались и по сей день.
"В четырех углах Альфатара были установлены большие каменные кресты, чтобы отгонять злые силы болезни. А село было огорожено терновым валом и рвом перед ним, чтобы чума не могла проникнуть в Альфатар. И сейчас эти кресты поддерживаются, можно увидеть также части вала".
По некоторым данным, название Альфатар означало Золотые ворота или Ворота из Добруджи во внутренние районы Османской империи. Проф. Атанасов считает, что последняя версия звучит наиболее вероятной, так как из-за боев между османскими гарнизонами и Владом Цепешем жители сел на берегах Дуная – Ветрен, Сребырна и Попина, переселились в южную часть региона, а именно в сегодняшний Альфатар.
Составил: Венета Николова /по материалу Незабравки Кировой - корреспондента БНР в Силистре/Перевод Марии Атанасовой
Фото: Незабравка Кирова, БТА - архив
Источник: http://bnr.bg/