Богоявление и Собор святого Иоанна Предтечи
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
После больших праздников Рождества Христова и Нового года, Богоявление и Собор святого Иоанна Крестителя являются самыми уважаемыми зимними праздниками в Болгарии. В духовном плане они как бы выводят праздничную картину за рамки материального мира, тем самым возвышая наше сознание к подлинным ценностям человеческого существования – Любви и Спасению.
Эти светлые зимние праздники, популярные также как Иорданов день и Иванов день, напоминают нам о крещении Иисуса Христа в реке Иордан и прославляют Его крестителя – Иоанна Предтечу. Вот почему в канун Богоявления, также как и в сам день праздника проводится так называемое Иорданское водосвятие. Вода освящается путем погружения в ней креста – символа победы Иисуса Христа над смертью.
В Болгарии после торжественной литургии на площади перед зданием Святейшего Синода проводится и освящение боевых знамен. Эта традиция берет начало еще со времен царя Симеона Великого, который перед победной битвой у реки Ахелой в 917 году благословил боевые знамена болгарских войск Богоявленской водой. Согласно Болгарской православной церкви, Богоявленская вода применяется для очищения от душевной и телесной нечистоты, вот почему все верующие после освящения берут с собой воду, чтобы лечить себя от страданий души и тела.
Первые свидетельства о совершении этого ритуала восходят к глубокой древности. Еще в начале ІІ века святой Августин говорит о широком применении воды, которую в его время освящали за здоровье и исцеление. Молитвы, которые священники читают над водой во время ритуала, кроме благословления являются также призывом к Святому Духу, чтобы тот освятил ее. Вот почему очень важна сила веры, как священника, совершающего водосвятие, так и тех, кто на нем присутствует. Не менее важна и любовь, с которой совершается обряд, так как сам Господь Бог – это Дух любви, помогающей полностью осознать таинство триединства, раскрывающегося перед нами в день Богоявления через Отца, Сына и Святого Духа.
В день Богоявления после торжественной литургии священник возглавляет шествие мирян к близкому водоему для его освящения. Там он бросает в воду крест и, несмотря на январский мороз, все мужчины бросаются в воду в соревновании за крестом.
По другой старинной традиции, мужчины в городе Калофер, одетые в традиционные народные костюмы, заходят в ледяные воды реки Тунджа, где заводят известный во всей стране мужской хоровод. Медленными шагами они исполняют танец, запевая песню «Полюбила Василка двоих парней». Бытует верование, что этот танец помогает мужчинам быть крепкими и здоровыми весь год.
Интерес к этому обычаю возрастает. По словам мэра Калофера Румена Стоянова, «этот древний ритуал отвечает всем требованиям для занесения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО». Ритуалы умывания продолжаются и на следующий день, когда Болгарская православная церковь чтит память святого Иоанна Крестителя – последнего ветхозаветного пророка, называемого еще Предтечей, так как он подготавливал людей к прибытию Спасителя. Согласно болгарской народной традиции на Иванов день холостяки купают девушек, невест и младенцев женского пола с тем, чтобы и они могли очиститься Богоявленской водой. В этот день также отмечается конец так называемых «грязных дней» от Игнатова дня до Богоявления и все отдаются надеждам на лучшие времена и исполнение самых сокровенных желаний.
Перевод Вили Балтаджияна
Фото: БГНЕС
Источник: http://bnr.bg/