День Всех Святых в православных и католических обрядах – между традицией и современностью

День Всех Святых в православных и католических обрядах – между традицией и современностью

Фонари из тыквы, вселяющие ужас маски, пряники для малышей, ужасные истории про призраков – таковы чаще всего ассоциации, связанные с праздником Всех Святых или Хэллоуин. В действительности, ритуалы, выполняемые в дни вокруг этого праздника, зародились в глубокой древности, имеют общие корни с отмечанием Нового года среди кельтов (который праздновали в Канун 1 ноября).
Кельты верили, что в ночь на праздник раскрываются двери потустороннего мира и маскировались, чтобы испугать духов. В VІІІ веке с целью освободить людей от языческих обрядов и страха от демонов католическая церковь определила 1 ноября как день Всех Святых. До тех пор праздник не отмечали в один фиксированный день, вся христианская община отмечала его в первое воскресенье после Пятидесятницы. Два века спустя католическая церковь объявила 2 ноября как День усопших. Несмотря на установившиеся христианские представления о потустороннем мире, потомки кельтов в Англии продолжали гнать прочь злых духов, ведьм и оборотней в канун Всех Святых. С течением времени три праздника слились в один так называемый Хэллоуин. Эйфория достигла своей кульминации в ХХ веке благодаря коммерциализации праздника в Соединенных Штатах, Великобритании и Нидерландах. В нем уже принимают участие, прежде всего, дети, наряженные как скелеты, оборотни и ведьмы, которые обходят дома и собирают лакомства. Католическая церковь предупреждает, что Хэллоуин может направить человека к плохой, темной стороне жизни. Чтобы разграничить христианские праздники Всех Святых и День усопших, некоторые католические священники вернули традицию чтения вечерней молитвы в канун праздника. Они возобновили, наподобие Пасхальной Литургии, процессии с зажженными свечами и показали связь между верующими христианами и светлым и святым миром Воскресшего Спасителя Иисуса Христа.

День Всех Святых в православных и католических обрядах – между традицией и современностью


Вот уже несколько лет этот праздник радуется все большему числу поклонников и в Болгарии. Подобно своим американским сверстникам, наряженным под демонов и злых духов, дети ходят по домам софийских жилрайонов в поисках мистических приключений. Этот праздник, по словам отца Никанора из Гигинского монастыря, воспринимается подростками очень легко: «Это маскарад. В Болгарии он вообще не воспринимается как День Всех Святых. Фонари из тыквы не несут в себе никакого христианского смысла. Праздник Всех Святых связан с почитанием памяти людей, благодаря которым божья благодать снисходит на землю. Они, посредством своего святого образа жизни, дали нам пример и научили нас вере. Это святые апостолы, пророки, мученики, преподобные, бессребреники, чудотворцы. Это дары Святого Духа Божьего. Почитая их память, определив особый день, мы отмечаем искупление и спасение человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. Эти святые находятся среди нас еще с начала человеческой истории. Они есть и сегодня, потому что без них не было бы земли, наступил бы Апокалипсис».

День Всех Святых в православных и католических обрядах – между традицией и современностью


В День Всех Святых, который по традиции отмечается всем православным миром летом в первое воскресенье после Пятидесятницы церковь отдает дань почтения всем историческим личностям, которые проживали на наших землях, и были причислены к лику святых. Болгарские святые имеют особое значение для нашего народа, как защитники и хранители веры и добродетелей. По мнению отца Никанора, сохранение христианских обычаев и традиций особо важно, когда они связаны с настоящей духовностью: «Духовность – это жизнь во Христе. Наши обычаи выражают именно эту жизнь – духовную, но и материальную – телесную. Человеческая личность состоит как из души, так и из тела, которое принимает участие в молитве. И душа, и тело, спасают нас одинаковым образом, потому что как душа, так и тело будут спасены и воскреснут. В этой связи следует отметить, что подражание праздникам как Хэллоуин делает нас причастными к кроющемуся за ними темному миру, хотя и под формой игры. Когда человек не защищен Божьей благодатью, он становится уязвимым и легко превращается в жертву злых сил». 

Перевод Миглены Ивановой

Фото БГНЕС


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх