День возродителей народного духа

День возродителей народного духа

День возродителей народного духа 1 ноября - один из самых любимых праздников болгар в последние годы. Впервые отмеченный 105 лет назад в городе Пловдив, он посвящен светлым личностям болгарской истории. До тех пор в этот день (19 октября по старому стилю) восточное православие чтило память Преподобного Святого Иоанна – небесного покровителя болгарского народа и государства. Рильский чудотворец жил с 876 по 946 г., он остался в памяти народа, как пример глубокой веры, как настоящий, бескорыстный учитель и духовный предводитель. Преклонение ему осталось неизмененным и в годы османского владычества, а его последователями считаются все духовники, просветители и революционеры ХVІІІ-ХІХ вв.


В 1922 году правительство Александра Стамболийского, по инициативе группы интеллектуалов, определило 1 ноября Днем болгарских возродителей народного духа. Согласно государственному документу, это «день почтения памяти великих болгар, далеких и близких строителей современной Болгарии».

В 1945 году праздник был отменен, чествования были восстановлены лишь в 1992 году, после почти пяти десятилетий запрета со стороны социалистического управления. Это объясняет и то, почему разные поколения болгар имеют различные представления о нем. Для самых пожилых он несет теплые воспоминания о школьных праздниках и беззаботном детстве. Болгары, выросшие в эпоху «народной власти» связывают его с демократическими переменами после 1989 года. Современные молодые люди и дети, которые с энтузиазмом маскируются на Хэллоуин и дарят друг другу сердечки в день Святого Валентина, считают его тем необходимым праздником, который отличает болгар от остального мира и придает смысл выражению «болгарские духовные ценности и культура».

Каждый год Болгария вспоминает значимость личностей эпохи болгарского Возрождения, таких как Паисий Хилендарски, Софроний Врачански, Неофит Бозвели, Илларион Макариополски, Георги Раковски, Васил Левски, Христо Ботев, Стефан Караджа, Хаджи Димитыр, братья Димитыр и Константин Миладиновы, Любен Каравелов, Добри Чинтулов.

Невозможно перечислить имена всех болгар, осознавших, что просвещение – абсолютно необходимое условие для достижения церковной и национальной независимости Болгарии. Не расскажешь обо всех них, поэтому остановимся на биографии Неофита Рильского - духовника, которого называют патриархом нового болгарского образования. Он родился в городе Банско в семье очень богатого торговца. В 19 лет он ушел в Рильский монастырь, где продолжил свое образование, писал учебники грамматики и математики.

Сегодня его родной дом – один из самых посещаемых музеев в городе. Светла Барякова, историк и директор музеев в Банско, рассказывает, что все больше молодых болгар прибывают сюда, чтобы познакомиться на месте с биографией и делом Неофита Рильского, почувствовать дух эпохи.

День возродителей народного духа

«Его светское имя – Никола Поппетров Бенин, - отмечает Светла Барякова. – А его родной дом был превращен в музей в 1981 году в связи со 100-летней годовщиной со дня его смерти. В бывших хозяйственных постройках выставлена экспозиция, связанная с необъятным делом Неофита Рильского, с его богатым литературным наследием, с его огромным вкладом в национальное образование. Показана обстановка и убранство дома, но самое сильное впечатление, особенно на иностранцев, производит церковно-приходская школа, которую отец Неофита – священник Петыр Бенин организовал в своем дому. В этой школе обучался и сам Неофит. В те времена было обязательным, чтобы образованные люди обучали детей читать и писать. Обычно они были ремесленниками, торговцами или священниками, которые отводили специальное место в своем доме или мастерской, ставили сундучки с песком, расстилали половики и т.д. Мастер занимался своей работой, и время от времени проверял, что делают дети. Тетрадей не было, ученики писали на песке, а потом сглаживали написанное палкой. Позже появились доски с грифелем. Гостей музея сильно впечатляет культ к образованию, который существовал среди болгар в годы Средневековья и Возрождения. Только в Болгарии тогда люди продавали землю и животных, чтобы дать образование своим детям. Борьба за болгарское просвещение была такой же важной, как и борьба за самостоятельную церковь и национальное освобождение в годы османского владычества».

Перевод Десиславы Ивановой

Фото Албены Безовской


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх