Духовный кризис не обошел стороной и болгар
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В последнее время мы привыкли говорить об экономическом кризисе как о неизменной части наших будней. Уже даже перестали надеяться, что скоро выйдем из него, оправдываясь тем, что могло бы быть и хуже. Возможно это так, потому что нам надоело слушать одни и те же объяснения с чисто экономической точки зрения, или, потому что на более глубоком уровне чувствуем, что кризис поселился в наших душах. А может быть, для того, чтобы преодолеть финансовый гнет, необходимо в первую очередь преодолеть духовную нищету, в которую мы сами себя ввергли?!
Сознание людей становится все более атеистическим. Сталкиваются вера и безверие, пустившее глубокие корни в сердцах людей. Зачастую современный человек, афиширующий себя верующим, по образу мыслей оказывается атеистом. Это, по мнению отца Касиана, предвещает обреченность, которую, к сожалению, мы не замечаем. Мы видим только проблемы, болезни, страдания, безвыходность, отчаяние, наркоманию... „Но лишь настоящая чистая вера может спасти этот обманываемый народ, который не верит уже никому, даже себе, а не смесь лжи и разных гадалок, которые отнимают и последние копейки из его кармана, – говорит отец Касиан. – Поэтому мы должны быть смелы как первые христиане, которые под страхом смерти верили в истину. Когда-то сама Римская империя, преследуя христиан, стала христианской”.
Это переосмысление целей, сознание, что все люди равны, что они братья и должны помогать в рамках христианских заповедей, преобразило Рим и породило мировые шедевры в литературе, искусстве и во всем, чем может гордиться цивилизованный мир. И сегодня мы снова должны дерзнуть и ополчиться против тех, кто манипулирует нашим сознанием. Когда заходит речь о христианстве, люди стремятся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, а зачастую все происходит с точностью до наоборот: кто не лжет, не ворует, не прелюбодействует, тот не идет в ногу со временем, и общество отвергает его. Именно в таких условиях христианство всегда доказывало себя. Оно никогда не было приоритетом сильных мира сего. Известно, что когда болгарский отшельник святой Иоанн Рильский пришел к царю Петру, тот не принял его. Без чистой и скромной веры, которая всегда хранила Болгарию, мы не можем существовать. Наш народ породил стольких святых, в наших венах течет кровь святого Иоанна Рильского, святого Теодосия Тырновского, святого Евфимия Великого и многих других. Это все великие люди, которые крепили нас и помогали своей сильной верой. Большинство людей знает их только по именам, а многие никогда не слышали о них. В этом, собственно, и наша трагедия. Все коммерциализируется, все проходит через деньги и, в конечном счете, мы видим, каков результат”.
Перевод Снежаны Никифоровой
Источник: http://bnr.bg/
© Фото: архив
Именно эту серьезную проблему нашего общества затрагивает в своей книге „Духовный кризис” архимандрит Касиан. Он родился в 1951 году в глубоко религиозной семье, сохранившей христианские ценности, вопреки воинственному атеизму коммунистической власти. У автора книги есть светское образование по геофизике и прикладной математике, но ширящееся безверие и материализм заставили его искать спасения в вере. По окончании факультета богословия, ушел в монастырь. Через некоторое время стал игуменом Жаблянского монастыря Святого Иоанна Предтечи, а последние несколько лет является игуменом нового монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы, что неподалеку от города Кюстендил.Сознание людей становится все более атеистическим. Сталкиваются вера и безверие, пустившее глубокие корни в сердцах людей. Зачастую современный человек, афиширующий себя верующим, по образу мыслей оказывается атеистом. Это, по мнению отца Касиана, предвещает обреченность, которую, к сожалению, мы не замечаем. Мы видим только проблемы, болезни, страдания, безвыходность, отчаяние, наркоманию... „Но лишь настоящая чистая вера может спасти этот обманываемый народ, который не верит уже никому, даже себе, а не смесь лжи и разных гадалок, которые отнимают и последние копейки из его кармана, – говорит отец Касиан. – Поэтому мы должны быть смелы как первые христиане, которые под страхом смерти верили в истину. Когда-то сама Римская империя, преследуя христиан, стала христианской”.
Это переосмысление целей, сознание, что все люди равны, что они братья и должны помогать в рамках христианских заповедей, преобразило Рим и породило мировые шедевры в литературе, искусстве и во всем, чем может гордиться цивилизованный мир. И сегодня мы снова должны дерзнуть и ополчиться против тех, кто манипулирует нашим сознанием. Когда заходит речь о христианстве, люди стремятся не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, а зачастую все происходит с точностью до наоборот: кто не лжет, не ворует, не прелюбодействует, тот не идет в ногу со временем, и общество отвергает его. Именно в таких условиях христианство всегда доказывало себя. Оно никогда не было приоритетом сильных мира сего. Известно, что когда болгарский отшельник святой Иоанн Рильский пришел к царю Петру, тот не принял его. Без чистой и скромной веры, которая всегда хранила Болгарию, мы не можем существовать. Наш народ породил стольких святых, в наших венах течет кровь святого Иоанна Рильского, святого Теодосия Тырновского, святого Евфимия Великого и многих других. Это все великие люди, которые крепили нас и помогали своей сильной верой. Большинство людей знает их только по именам, а многие никогда не слышали о них. В этом, собственно, и наша трагедия. Все коммерциализируется, все проходит через деньги и, в конечном счете, мы видим, каков результат”.
© Фото: Дарина Григорова
В годы отшельничества, оставшись наедине с собой, отец Касиан не переставал думать о вековых проблемах человечества. Свои духовные искания он излагает во множестве трудов с единственной целью – быть полезным людям, которых он никогда не переставал любить. Поэтому и его монашество – это не бегство от действительности, а способ переосмысления христианских ценностей и заботы о ближнем. В настоящей книге, анализируя кризисы в разных странах мира, он выявляет причины их возникновения. Ища разницу между гуманизмом и христианством, теократией и демократией, он приходит к выводу, что выход из нынешнего кризиса может быть только один – возвращение к христианским ценностям. Обращает он и специальное внимание на роль Церкви, которая, по его словам, превратилась в „институт „богоизбранной” элиты” и отдалилась от боли и проблем своей паствы. Напоминает автор и об ее миссии – вести людей к спасению: „Я готов, с Божьей помощью, если надо, обсуждать серьезно эти проблемы, уделить внимание каждому, кому мила Болгария. На протяжении 15 лет, проведенных мною высоко в горах, я накопил много опыта и размышлений, которыми хочу поделиться. Хотелось бы, чтобы они нашли применение, пускай даже и не от моего имени. Необходимо переосмысление и изменение системы ценностей. Некоторые страны уже сделали это, например, Германия, Чехия. Как именно – неизвестно, но там происходят перемены, а мы продолжаем топтаться на одном месте. Афишируем одно, а по сути все также идем старой дорогой, и со временем становится все хуже. Без соблюдения Божьих заповедей не может быть сознательного общества. Уехать за границу и решить, таким образом, проблему легко, но это, по-моему, дезертирство. Мы должны оставаться здесь и бороться, превращая Болгарию в такую страну, какой мы хотим ее видеть. Чтобы здесь было много улыбающихся людей”.Перевод Снежаны Никифоровой
Источник: http://bnr.bg/