История Панагюриште связана золотой нитью – от древности до наших дней
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Уютный горный городок Панагюриште известен своей богатой историей и замечательным культурно-историческим наследием. Кроме выдающихся деятелей Болгарского Возрождения и героев Апрельского восстания, название города безраздельно связано и с раскрытым здесь в 60-х годах минувшего века фракийским золотым кладом.
Ювелирная отделка каждого из его золотых сосудов доказывает, что в этих местах жили непревзойденные в своем деле мастера, которые до совершенства владели секретами обработки драгоценных металлов. Обнаруженные золотые предметы – настоящие шедевры, обладающие неповторимой формой и богатыми орнаментами.
В районе также обнаружены ювелирные изделия времен Первого болгарского государства (с 681 по 1018 г.). Все эти кольца и браслеты доказывают, что на этих землях еще во времена раннего Средневековья была знакома обработка драгоценных металлов для украшений, что поспособствовало возникновению и утверждению Панагюрской школы мастеров золотых дел. К сожалению, последние представители этой школы уже преклонного возраста, а их достойных наследников в этом столь трудном и редком ремесле практически нет.
Панагюрские ювелиры, кроме личных украшений, изготовляли церковную утварь и множество украшений и предметов быта. Специальный раздел Исторического музея в городе представляет богатую коллекций типичных образцов местной ювелирной школы. Это, в основном, золотые, серебряные и позолоченные ювелирные изделия, с перламутром и драгоценными камнями, которые были неизменной частью нарядов местных дам, особенно для представительниц более богатых фамилий.
Тематическая экспозиция "Панагюрская ювелирная школа" размещена в Джуновом доме, построенном в стиле эпохи Болгарского Возрождения в 1893 году. В 80-х годах минувшего века местные власти купили дом, сделав его частью музейного комплекса в Панагюриште. Не случайно, что Исторический музей города уделяет столь серьезное внимание ювелирному ремеслу, учитывая его значимую роль во всеобщем экономическом и культурном подъеме в Панагюриште в XIX веке.
"Экспозиция прослеживает возникновение и развитие Панагюрской ювелирной школы и применяемые техники изготовления: литье, эмалирование, ковка и филигрань. Представленные украшения свидетельствуют о формировании народной школы с ярко выраженным собственным почерком и демократическим духом", – утверждает Ирина Ботева, главный смотритель Исторического музея в Панагюриште.
"Эта (ювелирная) школа в городе возникла еще в XVIII веке, – продолжает свой рассказ Ирина Ботева. – Необходимость в этом вызвана любовью панагюрских дам к украшениям. Да и мужчины были не против тратиться на ювелирные изделия для своих суженых, поскольку таким образом доказывали и свое благосостояние. Ведь внешний вид дам лучше всего свидетельствовал о богатстве семьи, потому и женщины должны были принарядиться. Но панагюрские ювелиры изготовляли также церковную утварь и кресты для местных церквей. Отличный пример тому и крест "Летучего отряда" выдающегося болгарского революционера Георги Бенковского, являющийся одной из главных реликвий, сохранившихся в нашем музее. Ведь его тоже изготовили панагюрские ювелиры для храма близкого села Поибрене".
Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что в канун Апрельского восстания (1876 г.) в Панагюриште работали 23 ювелирные мастерские при численности населения города и его окрестностей около 10 тысяч жителей.
"Каждая из этих 23 мастерских имела свои характерные особенности, которыми отличались их изделия", – поясняет Ирина Ботева:
"Так, например, местные ювелиры широко применяли филигрань как технологию, которая характерна почти для всех их изделий. В нашей экспозиции показаны не только ювелирные изделия, но и части характерной для Панагюриште одежды эпохи Болгарского Возрождения. Там видно, как часто применялась технология филиграни при изготовлении пряжек для женских поясов. В основном эти пряжки изготовляли из серебра, но были также позолоченные и даже с перламутровыми элементами.
Панагюрские ювелиры продолжили радовать глаза клиентов своим мастерством и в XX веке. Многие из местных мастерских продолжали работать до 80-х, даже 90-х годов минувшего века. К сожалению, в городе больше нет потомственных мастеров золотых дел, даже среди потомков фамилии Златаревых. Но сам факт, что здесь обнаружен Панагюрский золотой клад, также как и Панагюрский серебряный клад, говорит о том, что обработка драгоценных металлов была знакома местным жителям еще с глубокой древности".
Перевод Вили Балтаджияна
Фото: ЕПА/БГНЕС, Гергана Манчева, Facebook/@museumpan1876Источник: http://bnr.bg/