«Молитва и пост – крылья, которые помогают нам возвыситься в небо»
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Изнемогая под тяжелым бременем неприятных обстоятельств, немалая часть современных болгар ищет утешение в церкви, обращаясь с просьбой к священнику, зачитать им молитву. Нередко также бывает, чтобы люди, возрадованные счастливым для них событием или преодолевшие тревожащую их проблему, спешат поблагодарить Бога за свою удачу. Согласно канону Православной церкви, молитва является одним из главных обязательств православного христианина, а Святое Писание заповедует: “Молитесь непрестанно!”.
“Для того чтобы соблюсти эту заповедь, нет необходимости с утра до вечера кланяться в храме. Будет гораздо лучше, как советует болгарский духовник отец Серафим, если мы, идя по улице или занимаясь каким-нибудь своим делом, не требующим предельной концентрации, молвим краткую молитву, ‒ говорит отец Климент Харизанов из столичного храма Успения Богородицы. ‒ Нельзя дать точное определение понятию “молитва”, потому что по своей сути она является чем-то весьма личным, сокровенным, хотя и имеет кое-какие внешние проявления. Молитва – это разговор человеческой души с Богом. Она представляет собой ту тонкую нить, которая связывает человека с духовным миром. Человек сотворен по Божьему образу и подобию и вполне нормально, чтобы он искал связь со своим создателем, искупителем и Промыслителем. Потому мы можем обращаться к Богу не только в нужде, но и для того, чтобы поблагодарить Его, чтобы восхвалить Его величие и премудрость. Конечно, в прискорбных обстоятельствах человек также может обращаться к Богу. В такие тяжелые моменты молитва как бы сама истекает из его сердца, и нет необходимости, чтобы человек читал готовые тексты из молитвенных книг. Когда человек находится в большом затруднении, он выливает спонтанно свое горе и свои страдания перед Богом”.
В православных молитвенных книгах есть специальные молитвы для разных, как радостных, так и скорбных обстоятельств, которые помогают молельщикам найти подходящие слова. Как утверждает отец Климент, эти молитвы, созданные Святыми отцами, придают спокойствие душе богомольца, потому и рекомендуются при общении с Богом. “Православная церковь выделяет понятие “умная молитва”. Речь идет о том, чтобы, когда человек молился, каждое его слово было хорошо обдуманным, а его сердце переживало те чувства и эмоции, которые вложили в создание молитвенных текстов Святые отцы. Бог оценивает усилие человека и принимает каждую молитву, лишь бы человек не был рассредоточенным или несопричастным к словам, когда молится. Человек может выливать, сколько хочет молитвенные слова и предложения, но если не приблизиться к Богу своим сердцем, то его молитва не будет иметь особую стоимость перед Всевышним. Лучше молиться меньше, чем отправлять постоянно молитвенные слова, но умом и сердцем своим находиться в то же самое время на рынке, на стадионе, или где угодно, но в отдаленности от Бога”.
“В целом, ‒ делится еще отец Климент, ‒ современный человек не очень настроен к молитвам. В отношении молитвы бытует и немало предрассудков. Обычно молитва воспринимается, как выражение бессилия и неспособности справиться со своими проблемами, некоторые считают ее даже знаком лености. Но если это было бы правдой, то самые отъявленные лентяи и бездельники были бы самыми большими молельщиками. Молиться, это означает воздымать свои ум и сердце к Богу, подавляя все другие посторонние страсти, влияния и впечатления. Молитва и пост – это крылья, которые помогают нам возвыситься в небо. Но, по-моему, болгары молятся редко, потому что духовная культура наших современников находится не на очень высоком уровне”.
По мнению отца Климента, болгары чаще всего молятся за здоровье. “Конечно, здоровье большая ценность, - утверждает священник. – Это, может быть, главная ценность на земле, но хорошо знать, что есть и другие виды молитв. Молиться Богу не непременно означает требовать от него какую-нибудь благодать, будь то здоровье или что-нибудь другое, а молитва должна быть выражением желания общаться с Богом. Очень важно, чтобы день христианина начинался и кончался молитвой. Не случайно в молитвеннике содержатся утренние и вечерние молитвы. Когда человек молится утром, то он заряжается духовной энергией. Таким образом, он просит у Бога помощи во всем, что ему предстоит делать днем так, чтобы все его дела были богоугодными, посвященными Богу. Вечером, когда человек приступает к вечерней молитве, он молится Богу простить его за все содеянные им днем грехи, а также, чтобы Всевышний дарил ему спокойствие во сне, так чтобы человек мог восстановить свои силы и на другой день вновь служить людям и Богу. Христианин является верноподданным двух царств – Небесного и Земного, и он обязан совестно выполнять свои обязательства и как христианина, и как члена земного сообщества”.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/
“Для того чтобы соблюсти эту заповедь, нет необходимости с утра до вечера кланяться в храме. Будет гораздо лучше, как советует болгарский духовник отец Серафим, если мы, идя по улице или занимаясь каким-нибудь своим делом, не требующим предельной концентрации, молвим краткую молитву, ‒ говорит отец Климент Харизанов из столичного храма Успения Богородицы. ‒ Нельзя дать точное определение понятию “молитва”, потому что по своей сути она является чем-то весьма личным, сокровенным, хотя и имеет кое-какие внешние проявления. Молитва – это разговор человеческой души с Богом. Она представляет собой ту тонкую нить, которая связывает человека с духовным миром. Человек сотворен по Божьему образу и подобию и вполне нормально, чтобы он искал связь со своим создателем, искупителем и Промыслителем. Потому мы можем обращаться к Богу не только в нужде, но и для того, чтобы поблагодарить Его, чтобы восхвалить Его величие и премудрость. Конечно, в прискорбных обстоятельствах человек также может обращаться к Богу. В такие тяжелые моменты молитва как бы сама истекает из его сердца, и нет необходимости, чтобы человек читал готовые тексты из молитвенных книг. Когда человек находится в большом затруднении, он выливает спонтанно свое горе и свои страдания перед Богом”.
В православных молитвенных книгах есть специальные молитвы для разных, как радостных, так и скорбных обстоятельств, которые помогают молельщикам найти подходящие слова. Как утверждает отец Климент, эти молитвы, созданные Святыми отцами, придают спокойствие душе богомольца, потому и рекомендуются при общении с Богом. “Православная церковь выделяет понятие “умная молитва”. Речь идет о том, чтобы, когда человек молился, каждое его слово было хорошо обдуманным, а его сердце переживало те чувства и эмоции, которые вложили в создание молитвенных текстов Святые отцы. Бог оценивает усилие человека и принимает каждую молитву, лишь бы человек не был рассредоточенным или несопричастным к словам, когда молится. Человек может выливать, сколько хочет молитвенные слова и предложения, но если не приблизиться к Богу своим сердцем, то его молитва не будет иметь особую стоимость перед Всевышним. Лучше молиться меньше, чем отправлять постоянно молитвенные слова, но умом и сердцем своим находиться в то же самое время на рынке, на стадионе, или где угодно, но в отдаленности от Бога”.
“В целом, ‒ делится еще отец Климент, ‒ современный человек не очень настроен к молитвам. В отношении молитвы бытует и немало предрассудков. Обычно молитва воспринимается, как выражение бессилия и неспособности справиться со своими проблемами, некоторые считают ее даже знаком лености. Но если это было бы правдой, то самые отъявленные лентяи и бездельники были бы самыми большими молельщиками. Молиться, это означает воздымать свои ум и сердце к Богу, подавляя все другие посторонние страсти, влияния и впечатления. Молитва и пост – это крылья, которые помогают нам возвыситься в небо. Но, по-моему, болгары молятся редко, потому что духовная культура наших современников находится не на очень высоком уровне”.
По мнению отца Климента, болгары чаще всего молятся за здоровье. “Конечно, здоровье большая ценность, - утверждает священник. – Это, может быть, главная ценность на земле, но хорошо знать, что есть и другие виды молитв. Молиться Богу не непременно означает требовать от него какую-нибудь благодать, будь то здоровье или что-нибудь другое, а молитва должна быть выражением желания общаться с Богом. Очень важно, чтобы день христианина начинался и кончался молитвой. Не случайно в молитвеннике содержатся утренние и вечерние молитвы. Когда человек молится утром, то он заряжается духовной энергией. Таким образом, он просит у Бога помощи во всем, что ему предстоит делать днем так, чтобы все его дела были богоугодными, посвященными Богу. Вечером, когда человек приступает к вечерней молитве, он молится Богу простить его за все содеянные им днем грехи, а также, чтобы Всевышний дарил ему спокойствие во сне, так чтобы человек мог восстановить свои силы и на другой день вновь служить людям и Богу. Христианин является верноподданным двух царств – Небесного и Земного, и он обязан совестно выполнять свои обязательства и как христианина, и как члена земного сообщества”.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/