Монастырь Св. Архангела Михаила близ Иваново – колыбель исихазма
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Когда-то скальные монастыри в Северной Болгарии, вдоль реки Русенски-Лом, привлекали именитых представителей болгарской духовности и литературы со всей страны, а их ктиторами были сами болгарские цари. С тех пор на протяжении веков святые обители ревностно хранят воспоминание о культурном процветании Болгарии до ее падения под османское владычество в конце ХІV века.
Крупнейшим среди этих духовных очагов является монастырь Св. Архангела Михаила близ села Иваново, в около 20 км от придунайского города Русе. Он состоит приблизительно из 20 небольших церквей, часовен и келий, выдолбленных на разной высоте в скалах, связанных между собой проходами и лестницами, высеченными в массиве. Он основан в начале ХІІІ века монахом Иоакимом, который позже был избран патриархом. Великолепная стенная живопись монастыря, созданная выдающимися тырновскими мастерами в ХІІІ-ХІV вв.,представляет развитие в нашей стране известных византийских Комнинов и Палеологов живописных стилей. Стены монастырских помещений сохранили также большое число граффити. Ныне для посетителей открыта только церковь Св. Богородицы, часть монастырского комплекса. Ее стенописи с середины ХІV века считаются вершиной средневекового болгарского и балканского искусства.
«Монастырь в целом просуществовал с монахами до середины ХVІ века, и затем постепенно начал терпеть упадок во времена турецкого рабства. Сегодня он и церковь уже не действующие, – рассказывает наш гид в скальном комплексе Тодор Петров. – Весь скальный монастырь в долине, расположенный на площади приблизительно в 5 кв. км, содержит множество скальных элементов. Среди них преобладают церкви, как эта, а остальные − это спальные и кладовые помещения, а также кельи для уединения. Все они, объединенные вместе, образуют Ивановский скальный монастырь Св. Архангела Михаила. Церковь Св. Богородицы – под защитой ЮНЕСКО с 1979 года, как часть всемирного культурного наследия. Все стенописи здесь являются сценами из Библии, и изображают жизнь Иисуса Христа в его последнюю земную неделю – Страстную неделю, как православные христиане привыкли называть ее. Осуществлена только консервация аутентичных стенописей, без любой, даже частичной реставрации. Эта церковь – самая молодая, по сравнению с монастырем, и датируется 1350-1360 гг. Ее спонсором был Иван-Александр, предпоследний болгарский царь до падения Болгарии под османское владычество, правивший на протяжении 40 лет − с 1331 по 1371 г. В знак благодарности монахов, служивших и живших в монастыре, он изображен иконописцами с левой стороны официального входа».
Нынешний вход к церкви был вырыт гораздо позже – в 1936-1938 гг., известным чешским ученым Карелом Шкорпилом, одним из создателей болгарской археологической науки. Интересен тот факт, что к предыдущему главному входу можно было достигнуть по горизонтально расположенной дорожке на уровне пола церкви. Она начиналась в стороне от скалы, и внешне, в этом направлении, копировала лицевую часть скального массива. Она приводила монахов и посетителей к этому входу, через который они проникали во внутренность. «К большому сожалению, – отметил Тодор Петров, – еще к середине ХVІ века дорожка оторвалась, упала у подножья скалы, и уже не существует. это произошло, потому что скалы здесь мягкие и податливые естественной эрозии».
Несмотря на это, стенописи сохранились и по сей день. Их сюжеты отражают влияние исихазма, проповедующего «уединение, тишину и безмолвие». «В то же время от них веет гармонией одухотворенных человеческих фигур в многоплановой композиции, одновременно сочетавшей православный канон и реализм, –продолжает свой рассказ Тодор Петров. –Когда монахи исихасты пришли сюда, в эту скальную долину, а также в долину близ Варны, где находится монастырь Аладжа, они нашли множество естественных карстовых пещер, которые впоследствии были выдолблены до необходимых форм и размеров. Сразу после этого они начали штукатурить стены и потолок известковым раствором, смешанным измельченной соломой и остью.
Методом, использованным для рисования, является всемирно известный итальянский стиль, названный «аффреско», что на практике означает многократное нанесение красок на мокрый известковый раствор. Это нанесение могло достигнуть и до 18 раз, в зависимости от толщины известкового раствора. Использованные краски – минеральные, их добывали в окрестностях самого монастыря. По словам Тодора Петрова, решающую роль для сохранения цветовой гаммы сыграло зажигание свечей в храме:
«В этот период, до начала ХХ века, свечи делали из неочищенных воска и животного жира. Во время горения они испарялись и встречались с охлажденными поверхностями скальных помещений. Небольшая часть свечей конденсировалась, приклеиваясь к стенам, таким образом, образовав очень тонкое покрытие стенописей. Когда начались процессы консервации, этот тонкий восковый слой был снят по специальной технологии, не повлияв на саму цветовую гамму. Именно тогда проявились в своем полном великолепии эти уникальные стенописи, но, к сожалению, они вдруг оказались незащищенными от эрозии, вызванной воздействием воздуха. По настоянию ЮНЕСКО сейчас они покрыты дополнительным слоем, который практически невидим для человеческого глаза. Этот слой дает гарантии, что цветовая гамма сохранится на протяжении около 1000 лет».
Перевод Марии Атанасовой
Фото: Дарина Григорова и WikipediaИсточник: http://bnr.bg/