Освобождение Болгарии в произведениях итальянского скульптора Арнольдо Дзокки
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
23 мая в рамках Третьего международного конгресса по болгаристике в СУ Св. Климента Охридского была открыта фотовыставка «Итальянский скульптор Арнольдо Дзокки и болгарское Освобождение». Был показан также фильм «Дивный флорентинец» Болгарского национального телевидения, посвященный Дзоки.
Авторы фотовыставки и каталога к ней – гл.ас. д-р наук Радослав Спасов и Пенка Шопова, режиссер. Они же среди авторов фильма БНТ.
© Фото: архив
Весной 2013 года исполнилось 135 лет Освобождения Болгарии от османского ига, которое было достигнуто в результате Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Признательность нашего народа за это знаменательное событие, давшее возможность современного европейского развития страны, нашла выражение во множестве памятников. Одни из самых известных – творение итальянского скульптора Арнольдо Дзокки. Он – известный мастер конца ХІХ и начала ХХ века, который был отмечен престижными премиями конкурсов по всему миру. Его знаковые монументы расположены в Италии, Болгарии, США, Аргентине, Алжире и во многих других странах. Но его имя осталось в памяти болгар, благодаря произведениям, посвященным освобождению Болгарии, а самые известные из них – памятник Царю Освободителю в Софии, Ополченский памятник в Русе, памятники свободы в Севлиево и Оряхово.Арнольдо Дзокки родился в 1862 году в семье скульпторов и художников во Флоренции. Вырос у берегов и мостов реки Арно, восхищаясь восходами и закатами солнца, птицами на реке. Поначалу он не намеревался идти по стопам своих родных, увлекался классическими языками и Гомером.
Перемена произошла внезапно – целыми днями и ночами он не выходил из ателье своего отца, где боролся с материей и искал в ней дух. В 18 лет Арнольдо поступил во Флорентийскую академию художеств. Был учеником своего отца – Эмилио Дзокки, профессора по скульптуре. Вскоре он продемонстрировал свой талант – его произведение «Последние дни Помпеи» имело большой успех, а своим барельефом «Гарибальди спасает Аниту» Арнольдо Дзокки стал известен во всей Италии.
Молодой скульптор решил оторваться от родной Флоренции и от отцовского влияния и отправился в Рим. Первые годы там были тяжелыми, но вскоре ему удалось одержать победу на конкурсе на статую художника Пьеро делла Франческа. В течение лет усиленного творческого труда он изваял еще ряд скульптур: композитора Палестрина, Св. Франциска Ассизского, Колумба, Гарибальди и мн. др.
Наиболее значимое произведение Дзоки в Болгарии – монумент Царю Освободителю в центре Софии. В конце ХІХ века был основан комитет, который принял решение о возведении памятника русскому императору Александру ІІ. В 1900 году комитет постановил, чтобы монумент был установлен перед зданием Народного собрания, и объявил международный анонимный конкурс на его создание. Первую премию завоевал проект Арнольдо Дзокки. Торжественное начало возведения памятника и заложение первого камня состоялось 23 апреля 1901 года, тогда по всей Болгарии чествовали 25-летие Апрельского восстания – вершины в освободительной борьбе болгар в Османской империи.
Освящение и открытие памятника произошло 30 августа 1907 года. На торжества из России прибыло много гостей во главе с сыном Царя Освободителя – великим князем Владимиром Александровичем с семьей. Присутствовали и 250 русских генералов, все оставшиеся в живых болгарские ополченцы в Освободительной войне. На площадке перед Народным собранием был отслужен молебен, а военные оркестры исполнили российский и болгарский национальные гимны.
Перед 40-тысячной публикой болгарский князь Фердинанд открыл 12-метровый величественный памятник Царю Освободителю и неописуемая радость и восторг охватили всех присутствующих. Затем последовал военный парад, на котором были пронесены русские боевые знамена, а ополченцы маршировали с прославленным Самарским знаменем. Всенародные торжества продолжались манифестациями, речами, салютом, факельными шествиями, и это зрелище прослезило Арнольдо Дзокки, который в своих воспоминаниях делился, что никогда этого не забудет.
Скульптор неоднократно бывал в Болгарии и полюбил болгарский народ, его дом в Риме был всегда открыт для болгар. Он проявлял интерес к работе многих болгарских творцов в изобразительном искусстве. Во дворе его ателье была рабочая копия естественной величины памятника Царю Освободителю, у которой Дзокки любил фотографироваться с друзьями из Болгарии.
Если сегодня всмотреться в памятник в сердце Софии, можно заметить, что он подобен роману, но не написанному, а изваянному. Это роман об Освободительной войне и ее истинных героях: русском царе, генералах, полководцах, воинах, знаменосцах, барабанщиках, болгарских ополченцах и о нашем народе – мужчинах, женщинах, детях. Более века произведения итальянского скульптора являются частью колорита Софии и городов Болгарии. Они стали центром чествований важных годовщин и народных торжеств.
Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/