Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

После освобождения Болгарии от османского владычества на территории страны был воздвигнут ряд памятников в знак признательности к героизму и самопожертвовании воинов, отдавших жизнь во имя этой свободы. Наша сегодняшняя передача посвящена памятникам, связанным с Русско-турецкой войной, находящимся на территории столицы – города София. Официально первым таким памятником объявлен Русский памятник, воздвигнутый на средства русского народа в 1882 г. О нем рассказывает главный эксперт муниципального предприятия «Старая София» Кателина Салтирова-Павлова:

Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

«Этот памятник воздвигнут на месте, которое находилось за пределами города. На севере располагались болгарское и еврейское кладбища, на юго-востоке – сельскохозяйственные поля жителей Софии. Место памятника находилось в основе пути, по которому османский предводитель выводил свою армию из города, спасаясь от российских войск, минувших Арабаконакский перевал в подножии гор Стара-Планина и вступающих в город. Памятник создан по проекту одного из двух архитекторов – царьградского архитектора Вокара или русского Владимира Шервуда, задача которых была создать проекты памятников признательности на болгарских землях в городе Плевен, в селе Шипка, Арабаконаке и на всех тех местах, где погибли русские воины или офицеры. Конкретно кому из них принадлежит данный проект, невозможно сказать категорически. Памятник воздвигнут из белого известняка и отделан белыми мраморными плитами. Был он освящен 29 июня 1882 г. и открыт болгарским князем Александром Баттенбергом. На мраморных плитах есть надписи и мраморный медальон с восточной стороны. Там же выбита надпись «В царствовании Александра ІІ Императора Всероссийскаго Волею и любовью его освобождена Болгария 19 февраля 1878 г».

На западной стороне памятника читаем отрывок из псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему 1877-1878». Памятник имеет форму обелиска, и расположен он в скверике на перекрестке. Бульвар, который ведет к памятнику, в те времена был любимым местом для прогулок софийцев, или «корзо», как называли его в те времена. Позднее, после завершения строительства памятника Царю Освободителю и окончательного оформления бульвара Царя Освободителя местом для прогулок стал этот новый бульвар.

Другой памятник, посвященный Освобождению Болгарии, известный как Докторский памятник, дал название скверу, в котором он находится – Докторский сквер, расположенный за зданием Национальной библиотеки Святых Кирилла и

Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

Мефодия: «Этот памятник увековечил признательность подвигу доблестных врачей и санитаров, погибших в Освободительную Русско-турецкую войну. Их имена написаны черными буквами на каменных блоках белого песчаника, из которых воздвигнут памятник. Рядом с русскими именами значатся и имена поляков, которые служили санитарами в русской армии, ‒ рассказывает Кателина Салтирова-Павлова. – На западной стороне памятника высечены имена погибших у города Плевен. На восточной стороне – тех, кто погиб у Пловдива, на северной – у села Шипка, на южной – у села Мечка, область Плевен. Имен врачей и санитаров в общем 528. На памятнике читается надпись «Медицинским чинам, погибшим в Турецкую войну 1877-1878». Памятник завершен в 1883 г. по проекту чешского архитектора Томашека, известного как строителя собора у села Шипка. Докторский памятник представляет собой пересеченную четырехстенную пирамиду, увенчанную гранитным саркофагом. Это исключительно красивый и в то же время представительный памятник».

Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

В близости Цариградского шоссе, перед сегодняшним зданием Болгарского телеграфного агентства, находится так называемый Гвардейский памятник. Вот что рассказала о нем наша собеседница: «Основной камень заложен в 1884 г., а памятник воздвигнут и открыт в 1885 г. Он посвящен погибшим гвардейцам Третьей Гвардейской пехотной дивизии. На нем высечены имена генерал-лейтенанта Василия Каталея и генерал-майора Дмитрия Философова. Во время бомбардировок города в январе 1944 г. памятник был разрушен. После войны он был восстановлен, а затем частично отреставрирован в 1978 г. В 1987 г. он был подвергнут новой реставрации. Тогда двухголовый орел был заменен орлом с распростертыми крыльями. Последняя реставрация памятника связана со 130-й годовщиной освобождения Софии и ее объявления столицей Болгарии. Эта реставрация была частично финансирована Болгарским телеграфным агентством. Тогда был восстановлен оригинальный вид памятника».

После победы над османскими войсками у города Плевен, русские войска под руководством генерала Гурко направились в сторону Софии. В этом городе, однако, в то время хранилось огромное количество оружия, амуниции и продовольственных запасов, предназначенных для турецкой армии. Для того чтобы эти запасы не попали в руки русской армии или местного населения османцы были готовы испепелить Софию. Но благодаря содействию западных консулов Леге и Позитано город был спасен. После пережитого стресса, страданий и лишений, вероятно, был создан инициативный комитет и с благословления Экзарха Иосифа в краткие сроки были собраны денежные средства и на Лозенских возвышениях – любимом месте для прогулок софийцев, был воздвигнут небольшой памятник, автор которого остался неизвестным.

Памятники, посвященные Русско-турецкой Освободительной войне

© Фото: личный архив Кателины Салтировой-Павловой

Памятник имеет форму креста с двумя перекладинами, который не похож на старинные ритуальные кресты или надгробья, ни на патриархальный крест, а, скорее всего, на кресты на гербах Венгрии и Словакии. Согласно новым исследованиям, в которых участвует и Кателина Салтирова-Павлова, памятник, известный как Крест в софийском районе Лозенец, создан в 1878 г., всего несколько месяцев после освобождения города. В 2005 г. крест регистрирован в качестве памятника культуры местного значения – как Ритуальный крест, так как вокруг него организовались народные торжества, ритуалы в День Святого Спаса.

«Одно из первых описаний этих праздников принадлежит чешскому историку Константину Иречеку (1854-1918). Он рассказывает, что желающие принять участие в торжествах, посвященных кресту, съезжались на телегах вечером с разных концов страны, разжигали костры на лугах по соседству с крестом, и проводили там всю ночь. А на следующий день священники устраивали крестные ходы и службы».

В этом месяце марте предстоит реставрация Ритуального креста, после чего он будет установлен во дворе строящегося храма Святого Мины, расположенного в близости от первоначального места памятника.

Фото Миглены Ивановой


Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх