Панагюрский клад и клад из Кралево вернулись в Болгарию после многолетних странствий

Панагюрский клад и клад из Кралево вернулись в Болгарию после многолетних странствий

На днях, после долголетних странствий, на родину вернулись два золотых клада – Панагюрский и клад из Кралево.

Панагюрский золотой клад – это фракийский античный золотой сервиз для напитков, состоящий из девяти золотых сосудов общим весом в 6 кг 164 г.

Клад был обнаружен 8 декабря 1949 года в районе города Панагюриште тремя братьями каменщиками Павлом, Михаилом и Петко Дейковыми. В то морозное утро они работали в районе кирпичной фабрики в местности „Мерул” и Петко, копнув лопатой, увидел что-то блестящее. Братья внимательно извлекли предметы, вымыли их в близкой реке и сказочный сервиз с причудливыми формами заблестел во всем своем золотом великолепии. Не задумавшись ни на секунду, братья Дейкови решили, что должны передать это открытие городским властям.

С тех пор и по наши дни клад с триумфом выставлялся в музеях и галереях более 40 столиц и городов мира – Риме, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Берлине, Праге, Будапеште, Мадриде, Хельсинки. И везде он вызывал восхищение.

© Фото: архив

Панагюрский клад и сегодня привлекает внимание ученых-археологов и искусствоведов, так как продолжаются споры о происхождении сосудов. После их исследования археологи пришли к нескольким гипотезам. Самых популярных две: первая из них гласит, что предметы изготовлены в городе Лампсак, эллинской колонии на берегу Черного моря, в сегодняшней Турции.
Вторая же гипотеза, которая в последнее время начинает брать перевес после археологических открытий в Болгарии в последние годы и высокого мастерства в изготовлении обнаруженных предметов, – что сервиз изготовлен в местной ювелирной мастерской в районе Панагюриште. Остается, однако, полной загадкой, кто был владельцем этих сосудов и что заставило его спрятать их в земле.
Вероятнее всего, предметы принадлежали неизвестному фракийскому владетелю из племени одриссов с конца ІV – начала ІІІ в. до нашей эры, и использовалось в религиозной, торжественной или бытовой обстановке для вина. Существует также мнение, что сервиз был предназначен для ритуального очищения жидкости, возможно вина, которое переливали из сосуда в сосуд.

Что же представляют собой предметы из Панагюрского клада? Это одна фиала и восемь ритонов из чистого золота, с очень богатыми украшениями и орнаментикой. Четыре из ритонов оформлены, как головы или передняя часть тел животных – барана, козла и два с головой оленя. По верхней части ритонов художественно изображены мифологические сцены и герои древнегреческой мифологии.

Панагюрский клад и клад из Кралево вернулись в Болгарию после многолетних странствий

© Фото: архив


Ритон с протомой козла высок 14 см и весит 439 г. Его отверстие украшено фризом из желудей. Ниже можно увидеть Геру, сидящую на троне и держащую в правой руке фиалу, а в левой – концы накидки, накинутой через голову. С левой и правой ее сторон изображены Артемида и Аполлон с луком в руке, а за ними – богиня Ника. Имена богов гравированы рядом с их головами. Нижняя часть ритона переходит в фигуру козла с изогнутыми рогами, а отверстие для напитка находится между протянутыми передними ногами животного.

Один из ритонов с головой оленя весит 674,8 г, его высота – 13,5 см. Ручка представляет собой льва, а в основании – женская голова. Рог полностью покрыт рельефным фигуральным изображением сидящего Париса, который держит пастушью палку в левой руке. Его правая рука поднята, чтобы показать, что выбрал он самую красивую из трех богинь. Рядом с ним на троне сидит Гера, с левой стороны – Афина с мечом и шлемом, а с правой – Афродита с сияющим лицом. Парис обозначен своим первоначальным именем Александр.

Другой ритон с головой оленя весит 689 г, высок 12,5 см. На нем симметрично расположены две мифологические сцены: Тезей в борьбе с Критским быком в Марафонской равнине и Геракл с коровой из Киреней.

Ритон с головой барана тоже высок 12,5 см, весит 505 г. Шерсть состоит из густого ряда гравированных концентрических кругов. На фризе рога виден сидящий Дионис со скипетром в руке, рядом с ним сидит Эриопида, а с их двух сторон изображены танцующие менады.

Панагюрский клад и клад из Кралево вернулись в Болгарию после многолетних странствий

© Фото: БГНЕС


Три из сосудов представляют собой кувшинчики, оформленные как женские головы. Их высота 20,5, 21,5 и 22,5 см, и вес, соответственно, 387,5, 460,7 и 466,7 г. Удлиненное лицо одной из женщин имеет правильные черты, а из-под шлема, украшенного сфинксами, падают на шею кудрявые волосы. Ручка имеет форму колонны, на которой сидит другой сфинкс с распростертыми крыльями, а его передние лапы упираются в отверстие.

Волосы женщин на других кувшинчиках покрыты вуалью, закрепленной заколкой на лбу. Небольшие различия в изображении голов позволили ученым предположить, что женщина с шлемом – это Афина, а другие две – Гера и Афродита с ритона с Парисом.

Поражает мастерством и фиала – плоский сосуд в форме блюда. Высота 3 см, диаметр 25 см, вес 845,5 г. На ней выгравированы четыре круга с 24 выпуклыми орнаментами каждый, которые уменьшаются в размере с конца к центру фиалы. Орнаменты самого внешнего и двух последующих кругов представляют собой негритянские головы, а последнего, самого внутреннего – желуди. Между рядами и отдельными элементами фиала украшена растительными орнаментами. Золото, из которого сделана фиала, отличается от золота ритонов.

Самый интересный по форме и украшениям – большой амфорообразный яйцевидный сосуд. Высота 39 см, диаметр 14 см, вес 1695 г. Его ручки оформлены, как борющиеся между собой кентавры, а два отверстия для вина, находящиеся в основании сосуда – как негритянские головы. Между ними изображена фигура маленького Геракла в битве со змеей. Исключительно богатое украшение амфоры дополнено сценами из мифологии. В центре видны ворота с ионийскими колоннами и львиными головами и крылатыми сфинксами в их основании. Рядом с воротами видны фигуры 7 мужчин – воинов. С их правой стороны – старый бородатый мужчина в длинной до земли одежде, опирающийся на палку, который гадает на печени жертвенного животного.

Панагюрский клад возвратился в свое родное место – город Панагюрище – после 62 лет странствий по миру, и будет представлен публике с 16 апреля по 16 мая в специально построенном для этой цели зале-трезоре во дворе Исторического музея города. Более 40 лет музей в Панагюриште выставлял для посетителей только макет этого известного клада, а оригинал хранился в Национальном историческом музее в Софии.

Клад из Кралево

После 33-летнего отсутствия в город Тырговище возвратился клад из Кралево, датированный ІІІ веком до нашей эры.

Панагюрский клад и клад из Кралево вернулись в Болгарию после многолетних странствий

© Фото: в. "Дневник"


В июле 1979 года Исторический музей города финансировал раскопки находящегося под угрозой уничтожения фракийского надгробного кургана близ села Кралево. Руководителем раскопок был Георги Гинев, археолог музея. В последний день раскопок, в южной периферии кургана была обнаружена могила из необработанных камней, оставшаяся незамеченной кладоискателями и поэтому – нетронутой. Находки дают основания считать, что в ней был похоронен местный фракийский владетель или член его семьи. Тело мертвеца было кремировано, а останки положены в урну, представляющую собой позолоченный керамический сосуд.

Впервые фракийский клад из Кралево был выставлен в одном из залов здания, где сейчас помещается областное управление. Затем, однако, его увидел историк Дойно Дойнов, директор Археологического музея при БАН, и клад был присоединен к находящейся в Кельне выставке „Фракийское наследие на болгарских землях”, организованной в связи с чествованием 1300-летия Болгарии. С тех пор клад был показан в ряде стран мира, а хранится он в Национальном историческом музее в Софии.

Находки из золота и серебра Клада из Кралево можно разделить на две группы: украшения и конская амуниция. Среди украшений – две золотые серьги, два позолоченных серебряных браслета и один серебряный нагрудник. А украшений для конской амуниции – 47 золотых аппликаций, общим весом в 284 г. Они не точно вписываются в понятие „клад”, это имя они получили спонтанно из-за благородного металла, из которого они сделаны. Впоследствии они стали известны научной общественности и ценителям античного искусства и художественных ремесел, как „Клад из Кралево”.

Две золотые серьги весом в 6,1 г каждая имеют форму незамкнутого кольца, один конец оформлен, как голова льва, а другой – заострен. Между ними спиралевидно намотана тонкая проволока, которая постепенно сужается и сливается с заостренным концом. Между головой и проволокой есть пояс, огражденный двумя бордюрами. Один из них состоит из двух прямых линий, а другой – из одной прямой и одной волнообразной линии. В середине пояса между двумя спиралями расположена неправильная окружность.

Позолоченные серебряные браслеты имеют форму спиралевидно накрученной змии – в одном конце оформлен хвост, в другом – голова. Они весят 33,5 и 31 г, их внутренний диаметр 6,5 см.

Нагрудник изготовлен из тонкой серебряной пластины длиной в 16 см, шириной от 2,5 до 3 см и весит 5 г. С двух концов есть отверстия, чтобы он мог быть пришит к одежде. С лицевой стороны он украшен – совсем схематично, при помощи пунктира, изображены два дерева жизни одно напротив другого; они ограждены бордюром по всей длине пластины. По стилю нагрудник сильно отличается от остальных украшений, он сделан довольно неумело и, несомненно, является работой другого мастера.

Подобные нагрудники обнаруживались и на других археологических объектах в Болгарии. Их предназначение пока еще не определено с точностью, но, вероятно, их носили прикрепленными к одежде или броне, и они были одними из самых характерных признаков господствующего положения их владельцев.

Украшения для конской амуниции – прекрасное произведение античной торевтики (чеканки). Все аппликации сделаны из золота. Из них – три единичные: налобник, розетка и кольцо. Другие представляют собой группы в 2, 2, 4 и 36 штук одинаковых по форме, размеру и украшениям аппликации. С обратной стороны есть кольца для прикрепления ремней. Их общий вес 203,9 г. Аппликации украшали недоуздок коня и были расположены на ремнях. Налобник и розетку прикрепляли на лбу коня.

Налобник представляет собой плоскую пластину в форме восьмерки длиной в 4,4 см, на которой вертикально прикреплена объемная голова орла. Розетка – это стилизованный цветок с 14 лепестками – 7 внешними и 7 внутренними, диаметр 3,7 см.

На двух прямоугольных аппликациях (4,6х3,6 см) изображены грифоны с головой орла, а на четырех круглых (диаметр 3,8 см) – греческий герой Геракл с львиной кожей на голове. 36 небольших аппликаций удлиненной формы (1,9-2,2 см) украшены рельефно выпуклыми растительными и геометрическими орнаментами. Два вкладыша с диаметром 1,1 см и кольцо с диаметром 2,2 см не украшены.

Украшения для конской амуниции сделаны одним мастером или, по крайней мере, в одном ателье. Использованы разные техники: литье, чеканка на матрице, гранулирование, имитация филиграна и инкрустация цветной стеклянной пастой – они были известны и широко использованы ювелирами в ІV-ІІІ вв. до нашей эры.
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх