Петр Топузов – один из пионеров музейного дела в Болгарии

Петр Топузов – один из пионеров музейного дела в Болгарии

Петру Топузову принадлежит заслуга основания двух музеев – музея “Искра” в городе Казанлык в 1901 году и первого Полкового музея в стране, посвященного 23-му пехотному шипченскому полку – в 1904 году.

Петр Топузов – один из пионеров музейного дела в Болгарии

Он из тех продолжателей идеалов болгарского Возрождения, которые неуклонно следовали порывам культурного подъема и процветания своего города. Сегодня трудно поверить, как в течение всего одной человеческой жизни можно совершить столько патриотических дел. Но бай Петр, как его называли современники, был одарен неисчерпаемой энергией и редкой способностью доводить все свои дела до успешного завершения. Ему принадлежали инициативы открыть вечернюю школу для подмастерьев, а на средства из фонда, учрежденного богатым жителем города Казанлык Иваном Хаджиеновым, основать техникум по механике. На посту помощника мэра в 1902 году он самоотверженно работал над электрификацией и озеленением города. В его разностороннюю деятельность вписалось и издание газеты «Казанлыкская искра».

В 1923 году, по поводу 50-летнего юбилея народного дома культуры (читалиште) «Искра», Петру Топузову пришла мысль организовать сельскохозяйственную выставку. И снова он убеждал, агитировал, преодолевал трудности и вновь добился успеха. Но самым большим благодеянием для сограждан стало основание музея «Искра», так как призвание музея – быть хранителем духа нации и поддерживать традиции.

Еще будучи учеником Пловдивской гимназии в 80-е годы ХІХ века, Петр Топузов регулярно посещал Областную библиотеку и обстоятельно ознакомился с ее музеем. У него назрела идея основать такой музей в родном Казанлыке. Спустя 10 лет безрезультатной борьбы за учреждение такого музея при доме культуры, Петр сам решил это реализовать. Начало было более чем любопытно. В небольшом помещении, определенном для кухни при буфете нового театра, он в одном шкафу разложил несколько собранных экспонатов – средневековую стрелу, серебряную монету болгарского царя Светослава Тертера начала ХІV века, ятаган из театрального гардероба, черное знамя, которым впервые чествовали на вершине Бузлуджа подвиг отряда Хаджи Димитра, часть старинного мраморного фонтана. А на самом видном месте разместил 28-килограммовую тыкву. Над дверьми комнаты появилась надпись «Музей старины и искусства», которую сотворил художник Иван Енчев-Видю.

29 июня 1901 года музей встретил своих первых посетителей. Каждый получил программу, в которой было описано, какие материалы будут собираться в музее. То, что тыква не имела ничего общего ни со стариной, ни с искусствами, не смущало Петра Топузова. Этим «экспонатом» он рассчитывал привлечь внимание сельских жителей окрестностей, которые съезжались на базар по вторникам. И хоть посетители уходили с улыбкой, до конца года были подарены 804 предмета и более 25 с половиной тысяч левов.

Было ли то результатом его прозорливости или его сильной воли следовать своим идеям, но благодаря новому культурному приобретению, бай Петр спас деятелей народного дома культуры от финансового кризиса, в котором они оказались. Наступил подходящий момент для основания музея. После начала строительства нового здания дома культуры, летом 1901 года стало невозможно оплачивать ипотеку, и появился риск потери всего имущества. Наступило всеобщее уныние, а сам Петр Топузов вспоминал с болью: «...Все было брошено, как товар без хозяина. Почти не было гостей в «Искре», не было кому и встретить их ...». Музей, однако, сплотил сограждан. Общими усилиями и при поддержке казанлыкской общины в Софии финансовая проблема была благополучно решена.

Переданный в бескорыстные руки Петра Топузова музей быстро разрастался. Огромной была его заслуга в популяризации среди местных жителей идеи сохранения исторических ценностей как патриотического долга. Повсюду он распространял указание о сборе предметов старины и многочисленные призывы, в которых подписывался «Хранитель старины в Казанклыкском районе». Всего через три года музей занимал весь верхний этаж здания дома культуры. Еще в самом начале оформились четыре отдела: археологический, исторический, нумизматический и художественный.

В помощь собирательской работе Иван Енчев-Видю предложил основать туристическое общество. Благодаря деятельности по популяризации музейного дела и созданной сети сотрудников, большинство экспонатов поступало в качестве подарков. Каждый предмет записывался под собственным номером в инвентарных книгах с неуклонной педантичностью, при этом с пометкой, что остается в музее «на вечные времена». По поводу 5-летия музея в муниципальной газете был опубликован подробный отчет, в котором сообщалось, что собрано предметов 6544, денежный фонд составил 3479 левов, а посетителей было 5231. Предусматривалось составить иллюстрированный каталог коллекции, а создатели музея задумали проводить специально для зарубежных гостей демонстрацию традиционного производства розового масла.

Петр Топузов не строил иллюзий, что существование музея может основываться на энтузиазме и добром желании. Чтобы обеспечить финансовые средства, он придумал фантастический план, как он его сам называл: «Искать руду, брать концессии и распрощавшись с бедностью, самому оплачивать расходы музея». Год и 8 месяцев искал руды в горах Стара-Планина, Средна-Гора и в Родопах. Потратил собственные сбережения в тогдашней валюте 2000 левов, но по независящим причинам, ему не удалось выполнить задуманный план.

Самым трудным для музейной работы годом было время после Первой мировой войны, о чем узнаем из письма Петра Топузова председателю казанлыкского дома культуры: «Чтобы музей стал таким, как я мечтаю, мне надо было быть либо монахом, либо миллионером. Нужно и время, и средства, необходимо и специальное массивное каменное здание с залами, шкафами орехового дерева и витринами, нужно поэтическое настроение, а в 1918/1919 годах я переживал грубой прозой, в борьбе за жизнь, при общей дороговизне...».

Может быть, в этом поэтическом настроении и был секрет успехов неутомимого, активного и самоотверженного Петра Топузова. Хотя и не имея специального образования и подготовки, он основал один из лучших для своего времени музеев в Болгарии и заслуженно получил признание профессиональной коллегии. В конце 1909 года он был принят в члены Болгарского археологического общества в Софии. По поводу 20-летия музея «Искра» был награжден орденом Святого Александра ІV степени.

Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх