Подвиг святого Георгия Нового Софийского

Подвиг святого Георгия Нового Софийского
Одним из немногих болгар, проявивших себя в качестве усердных защитников христовой веры и поплатившихся за это жизнью, был святой Георгий Новый Софийский. Возведенный в лик святых, он почитается Болгарской православной церковью 11 февраля.

Считается, что святой Георгий Софийский родился почти век после полного захвата турками Болгарии в 1396 г. В течение долгих лет рабства мученическая смерть этого человека стала одним из исторических моментов ужесточения сопротивления против турок, стремившихся насильственно обратить население в ислам. Отметим, что во те времена на другом конце Европы – на Пиренеях – окончательно было покончено с поползновениями ислама. В то же время на Востоке Европы борьбу с ним вели порабощенные балканские народы.

© Фото: www.pravoslavieto.com

Как записано в одной из летописей, святой Георгий Софийский Новый был смиренный по нраву, молчаливый и кроткий и носящий в себе многие добродетели молодой человек, надаренный исключительной физической силой и душевной красотой. В стремлении избежать судьбы многих болгарских мальчиков, насильственно забираемых турками для воспитания в элитном турецком войске, сиречь янычар, и дабы не попасть слугой во двор султана, Георгий в юношеском возрасте переселился в большой город – в Софию. Там-то он и стал золотарем.
Но и здесь турки привязались к нему, требуя поменять веру и проча всевозможные блага. 18-летний юноша не пошел на компромисс и с достоинством защитил православное учение. Его разгневанные недруги решили тогда сломить волю юноши иным путем. Несколько раз его бросали в темницу, подвергая жестоким пыткам, но он остался непреклонным в своей вере. Тогда в назидание всем остальным было решено сжечь его живьем на костре на центральной площади города. Произошло это именно 11 февраля 1515 г. В лик же святых он был возведен намного позже.

Что же было характерно для того времени. Георгий Новый Софийский родился почти полвека после неуспешного крестового похода польско-венгерского короля Владислава Третьего и его полководца Яноша Хуньяди в 1444 г. К сожалению, эта очередная попытка сломить сопротивление турок и изгнать их из Юго-Восточной Европы не удалась. Битва произошла близ Варны, а недалеко от поля боя ныне находится музей. Король Владислав или Ласло по-венгерски был назван в память об этой битве Варненчиком. Чем бы мог обернуться для Болгарии успех, мы говорить не станем. 9 лет спустя турки захватили Константинополь, а также Болгарское Карвунское царство, занимавшее всю Добруджу и очень мощное морское государство, которым правил один из сыновей последнего царя Царства Болгарии Иоанн-Александр.

Спустя же полвека, после сожжения Георгия Софийского на костре в битве близ греческого порта Лепанто в 1571 г. военные корабли объединенной христианской Европы нанесли туркам поражение, и тогда рухнул миф о непобедимости Османской империи. Именно мученическая смерть святого Георгия Софийского Нового воздействовала на угнетенный народ поднять несколько восстаний в ХVІ-ХVІІ веках против поработителей. Он и его непоколебимость окрыляли повстанцев. А из поколения к поколению, из уст в уста передавались легенды о свершившемся с Георгием чудом.

Сколь бы ни старались турки сжечь дотла тело Георгия, оно оставалось целым. Уже ночью христиане тайком унесли и похоронили с песнопениями его тело в древней церкви Святой Марины, что ныне расположена на территории Софийской митрополии в самом центре Софии. Там же некогда находилась территория резиденции византийского императора Константина Великого, приравнявшего христианство к другим религиям, и где неподалеку расположен небольшой ныне переулок под названием Соборный, по которому шли высшие представители клира всех христиан на Сердикийский собор (от Сердика – одно из старых имен Софии).

Спустя годы мощи святого Георгия Софийского Нового были выставлены для поклонения. Часть их сейчас хранится в Драгалевском монастыре, расположенном недалеко от Софии в начале восхождения на горы Витоша. Во время богослужений мощи святого всегда находятся на Святом престоле в алтаре и заключены в особую, прекрасно инкрустированную золотых дел мастерами из Софии шкатулку. Поток людей, взбирающихся довольно высоко на гору, чтобы поклониться святому, и почтить память этого мученика и защитника Православной веры, не иссякает. Сюда приходят и старые и молодые, по отдельности и целыми семьями, да и места здесь очень красивые. Там люди стремятся вымолить благословления Божьего. В болгарской иконописи этот святой изображен как юноша, держащий в правой руке крест, а в левой – пальмовую ветвь, как символ прославления.
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх