Преполовение в Асеновграде: ритуалы и рассказы про чудеса
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В этом году 14 мая отмечается церковный праздник Преполовение. По этому поводу мы вам расскажем об этом не столь популярном обычае, традиционном для района Асеновграда и Бачково, в котором христианство переплетается с характерными местными традициями и фольклорными практиками.
Преполовение числится к передвижным праздникам и чествуется на 25-й день после Пасхи, когда отмечается преполовение времени до дня Святой Троицы, называемое еще Пятидесятницей. Поэтому праздник всегда отмечается в среду. В большинстве регионов Болгарии этот праздник не очень популярен. Для жителей района Асеновграда и Бачково, однако, это исключительно значимый и долгожданный день, один из самых торжественных в местном христианском календаре. В этот день, согласно традиции, одна из асеновградских икон отправляется „в гости” в Бачковский монастырь.
Речь идет об алтарной иконе Богоматери из храма Св. Богородицы – Благовещения, считаемой чудотворной. Сама церковь построена в 1830 г. – на месте бывшей часовни из владений Бачковского монастыря, который позднее дарил и чудотворную икону. Церковь стала популярной под прозвищем „Рыбная”. Одни считают, что это связано с ее церковным куполом, покрытие которого напоминает рыбную чешую. Другие же утверждают, что прозвище получено из-за рыб, которые плывут в небольшом пруде у часовни при храме, посвященной св. Иоанну Предтече. Богомольцы и по сей день верят, что молитвы каждого, кто увидит этих рыб, сбудутся, потому и бросают в пруд мелкие монеты, загадывая удачу.
В день Преполовения организуется крестный ход с чудотворной асеновградской иконой к Бачковскому монастырю. Ритуал начинается еще в канун праздника, когда в храм собираются богомольцы, чтобы переночевать там „за здоровье”. Утром икону ставят на специальную рамку, украшенную цветами. Под звон церковных колоколов шествие отправляется через город, возглавляемое священниками и сопровождаемое множеством верующих. Жители города выходят на улицы, чтобы приветствовать икону. Все стремятся прикоснуться к ней и подержать ее хоть ненадолго – бытует верование, что это приносит здоровье и удачу. Верующие также пролезают под рамку с иконой, чтобы очиститься от грехов и болезней. Цветы, которыми украшается икона, также считают чудотворными, и после праздника женщины уносят с собой их домой.
В прошлом шествие доходило пешком до монастыря, но в наши дни люди передвигаются на машинах и автобусах. Все монашеское братство монастыря, во главе с игуменом, выходит у дверей обители, чтобы встретить святыню и поклониться перед ней. Далее во дворе монастыря проводится водосвятие и „гостью” вносят в церковь, где остается для поклонения. Во второй половине дня икона отправляется тем же самым способом обратным путем и жители Асеновграда вновь выходят на улицы, чтобы встретить ее с пожеланием „Добро пожаловать”.
Согласно историческим исследованиям, возникновение этого шествия связано с болгарско-греческими религиозными противостояниями в городе в начале ХІХ в. Устная традиция, однако, разъясняет праздник одним необычайным событием, популярным как „ангельская” или „небесная” служба. О нем сохранены и письменные сведения: в январе 1910 года в софийской газете “Вечерняя почта” опубликован материал местного священника Ноя Ангелова, которую позднее цитирует большой болгарский фольклорист Михаил Арнаудов.
Местные предания утверждают, что чудо произошло зимой, приблизительно в полночь. Ангельское шествие прошло от Бачковского монастыря до Рыбной церкви, где небесные силы отслужили литургию в сопровождении звона колоколов, песнопений и божественного света. За чудом одновременно наблюдало множество людей в разных местах города и его окрестностей. Одни услышали небесные колокола и, не зная, что являются свидетелями чуда, подумали, что какая-нибудь девица тайно венчается ночью, каким был обычай того времени. Запоздалые купцы, возвращаясь из Пловдива, заметили необычайное зарево над районом Бахча-Махала, где находится церковь, и решили, что горит какой-то большой богатый дом. Но на другой день с удивлением узнали, что никакого пожара не было.
В ту самую ночь в доме священника Ивана Бухлева, что был рядом с церковью, проходили посиделки. Собравшиеся там женщины и девушки услышали, как в церкви началось богослужение, но не посмели войти туда, потому что знали, что церковь заперта, а священник спит. Но прямыми свидетелями чуда стали две женщины из пловдивских сел, которые ночевали в самой церкви за здоровье. Им посчастливилось увидеть ангельское богослужение собственными глазами и получить исцеление.
Некоторое время после ангельского богослужения ясновидящая Султани Шишманова из города Асеновград получила сновидение. Ей явилась св. Богородица, которая велела, чтобы икону каждый год носили в Бачковский монастырь. Божья мать предрекла, что в этот день здесь будут собираться тысячи людей со всей Болгарии, и обещала творить чудеса. Жители Асеновграда исполнили веление Божьей Матери, и так возник крустный ход, который проводится и по сей день. По всей видимости, Богородица также исполнила свое обещание. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы о чудесах, распространенные среди верующих: начиная с историй о заговорившем немом ребенке, об исцелениях от всевозможных болезней, вплоть до неожиданного изменения в характере сварливого мужчины, который перестал издеваться над своей женой.
Предлагаем вам послушать две песни, посвященные Пресвятой Богородице в исполнении Даниела Спасова.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/