Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе

Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе

Толчком для обособления художественных центров в Болгарии в ХІХ веке стало новое развитие общественных отношений в ХІХ и ХVІІІ веках. Это было временем Болгарского Возрождения. ХVІІІ век совпал и с периодом Просвещения в Западной Европе, с развитием национальной идеи, национально-освободительными движениями, тогда бурными темпами развивались образование и культура. В Болгарии оформилось несколько художественных центров – в городах Трявна, Банско и Самоков, рассказала проф. Елена Генова из Института исследования искусства при БАН:

«Одна из крупнейших и самых представительных школ – Самоковская. Ее родоначальником был Христо Димитров из Самокова, который обучался на Афоне. В конце ХVІІІ века там находился центр, который принимал влияния из Европы, перерабатывал их и передавал, если можно так выразиться, остальным православным центрам на Балканах. После обучения Христо Димитров вернулся в родной город, где продолжал свою деятельность. Обучил и своих сыновей ‒ Димитра Христова Зографа и более известного болгарской общественности Захария Зографа».

Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе
Иконописную школу развивали три поколения мастеров. Вот что рассказала проф. Генова о ее эволюции: «Школа развивалась в русле поствизантийской живописи конца ХVІІІ – начала ХІХ века. Но, по сути, она воспринимала разные влияния. Прямым было влияние Афона. Неявным – сербских земель, которые во вторую половину XVIII – XIX веках переживали исключительно большой восход – т.наз. барочный век в сербском искусстве. Третий путь, который также косвенно влиял на самоковскую школу и вообще на болгарское искусство – через Украину и Россию. Оттуда поступали старопечатные книги с гравюрами, из которых самоковцы также многое черпали. Кроме того, Христо Димитров поставил начало огромному архиву, который развивали и его сыновья. В него входили иллюстрированные библии и альбомы со светскими рисунками и гравюрами, на которых учились самоковские иконописцы».

Среди мастеров Самоковской школы наибольшую известность приобрел младший сын Христо Димитрова ‒ Захарий Зограф. По мнению проф. Елены Геновой, это самая богатая фигура с точки зрения нововведений:

Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе

«Захарий Зограф известен тем, что он экспериментировал в самых разных направлениях. Он создал и оригинальную декоративную систему, которой украшал церкви, в которых работал, в основном в Троянском и Преображенском монастырях. Но я бы сказала, что он не был самым лучшим иконописцем. Сегодня, благодаря новейшим публикациям о самоковской школе, хорошо известным становится имя его старшего брата Димитра Зографа. Захарий был более интересен как личность, но творчество Димитра стоит на намного более высоком уровне как объем творчества и как профессионализм. Димитр без апломба (тогда как его брат был намного более экспансивным), внес в церковную живопись много новых элементов, образов, заимствованных напрямую или косвенно из Западной Европы. При этом в церковную живопись проникли темы, очень популярные в эпоху Болгарского Возрождения. Самые популярные темы – морально-дидактического характера, изображаемые в открытых галереях больших храмов и связанные со Страшным судом, откровениями Святого Иоанна Богослова, грехами и т.д., которые Димитър развивал по стопам своего отца Христо Димитрова. Храмы, в которых работал Христо, однако, были намного меньше, как размер и число. А Димитр «развернулся» в центральной церкви Рильского монастыря со своим сыном Зафиром, который после окончания Санкт-Петербургской академии художеств стал именоваться Станиславом Доспевским. Он принадлежал к третьему поколению самоковских мастеров. В Рильском монастыре были расписаны тысячи квадратных метров – это уникальное явление для Балкан той эпохи. А главным иконописцем монастыря был Димитр Зограф».

Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе

Как отметила далее проф. Елена Генова, «Захарий Зограф ‒ очень интересная фигура. Вот одна любопытная деталь из его жизни. На склоне его лет ‒ в 1851-1852 г. пришло письмо из Афона о росписи открытой галереи Великой Лавры, отправленное брату Захария – Димитру Христову, Иоанну Иконописцу и Димитру Молерову из Банской художественной школы. В письме его приглашали расписать открытую галерею, прося сначала отправить своего посредника, который бы обговорил условия работы. Предположительно, Захарий был отправлен договариваться об условиях. В конечном итоге, всю работу взял на себя Захарий Зограф, не совещаясь со старшими коллегами. Есть более позднее письмо Димитра Зографа, в котором он отказывается работать на Афоне, так как почерк двух иконописцев слишком разный и не будет уместно, если они оба там будут работать».

Проф. Елена Генова о Самоковской иконописной школе
География работ творцов Самоковской школы очень широка. Они творили повсюду на современных болгарских землях, на Западных окраинах, на территории сегодняшней Македонии. На вопрос, развивали ли они какие-то чисто болгарские трактовки образов святых, проф. Елена Генова ответила, что это культура, которая развивается в течение тысячелетий и ее нельзя разделять на болгарскую и неболгарскую. В этом смысле показательной является история образа Богородицы с крыльями, который можно увидеть на территории сегодняшней Сербии, в Суковском монастыре: «Это тема Покрова Богородицы. Она чисто украинская. Пришла из России и Украины. Ее появление на болгарских землях связано с женским подворьем в Самокове. Его основательница жила в Киеве и возвратившись, принесла с собой этот культ Святой Богородицы с крыльями. Здесь ее так изображали только самоковцы. Тема Покрова Богородицы возникла в России очень рано – в ХІІ веке и долгие годы развивалась там в другом иконографическом варианте, не с крыльями. Оттуда она была перенесена в Западную Европу, где известна как Мадонна делла Мизерикордия, и из Западной Европы вновь возвратилась в Россию и в Балканские православные страны. Но в Болгарии только самоковцы изображали ее так, и поэтому эту тему можно назвать их темой, хотя и не болгарского происхождения».

Перевод Елены Паскаловой

Фото: pravoslavieto.com и архив

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх