Символы Великой пятницы и путь к Богу
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Страдания Христовы или страсти, как называет их Церковь, достигают свою наивысшую точку в день Его Распятия. Приговоренный без вины, подверженный бичеванию и оскорбленный толпой, Спаситель отправился по крутой дороге к Голгофе, названной впоследствии „Via Dolorosa“. Распятый и прикованный к Кресту между двумя разбойниками, Он из последних сил обратился с молитвой к Отцу Своему, дабы тот простил его мучителям, ибо они не знают, что делают… Именно об этих последних мгновениях земной жизни Сына Божьего мы вспоминаем каждый год в церковных храмах во время евангельских чтений и православных песнопений. Это и есть самый грустный день для всех верующих:
„Великая пятница – это единственный в году день, когда не служат Святую литургию и не делают Евхаристию – святое причастие, то есть, «воссоединение с Богом в Христе не возможно. Это так, потому что именно в этот день происходит самая тяжелая возможная трагедия во Вселенной, - поясняет отец Борис Борисов из храма Святого Преображения Господня в Софии. – Ведь сам Творец Вселенной, сам Бог, снизошел и воплотился, совершал только добро, исцелял всех больных, по меньшей мере, трижды, как описано в евангелиях, воскресил мертвецов. И тут он был убит венцом своего творения – человеком, причем убит был за богохульство, как формальная причина, заявленная синедрионом. Убить Бога за богохульство – вот в чем парадокс“.
И как гласит Евангелие, как раз в Час смерти Иисуса Христа на Кресте произошло несколько знамений: одновременно случились великое землетрясение и затмение солнца, а «занавес святилища разорвался надвое, сверху донизу”. „Все это свидетельствует о том, что все творение, вместе с неживым миром, сопереживает этому вселенскому катаклизму“, - отмечает отец Борис. Вся природа страдает, из-за крестной смерти Спасителя.
На Ближнем Востоке, где считается, что жил Христос, и по сей день православные верующие отмечают, как каждый год в день Великой пятницы среди беля дня темнеет и разражается гроза, несмотря на предварительный прогноз погоды.
„Впрочем, есть и нехристианские источники, которые свидетельствуют о том, что именно в те времена, условно около 33 года после рождения Христа, на самом деле произошло солнечное затмение, которое было замечено на разных местах древнего мира, - продолжает свой рассказ отец Борис. – И то, что занавес храма разорвался тоже имеет символическое значение. Да, это действительно самый грустный день в году, но это также пообедан над смертью, потому что Христос именно своей «смертию смерть поправ», чтобы дарить всем, кто лежали в гробу, вечную жизнь.
В православии существует концепция об „обожествлении человека“ и его освящении, как цель человеческой жизни. Она основана на Святое Писание, где еще в первой главе написано: „Бог создал человека по Своему образу и подобию“. Посредством „образа“, человек призван Творцом приобрести „подобие“:
„Как говорил святой Афанасий Великий: “Бог стал человеком, дабы человек мог стать богом. Именно в этом и выражается суть искупительного дела Христа. Он сделал так, чтобы нас, простых смертных людей, было возможным искупить от власти смерти, и мы могли бы стать причастными к самому Богу. Чтобы стали доступными для нас Боговидение и прямое общение“.
Эта символика изображена в православных храмах на куполе, где обычно исписан Христос Вседержитель. Он спускается с небес на землю, благодаря Божьей матери, изображенной на алтарной абсиде.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/