Страстная Седмица и Великая пятница

Страстная Седмица и Великая пятница

Неделя перед великим христианским праздником Воскресения Христова называется Страстной из-за страданий (страстей) Спасителя, которые он перенес за род человеческий. Это самая тягостная неделя, в которую верующие христиане вспоминают и сопереживают страданиям Христа на особых богослужениях. „Кульминация этих страданий наступает в Великую пятницу, день, когда сын Божий пережил и перенес бичевание, обвинения, его облачили в ложную багряницу, осыпали издевательствами и ударами, затем последовало распятие, смерть, погребение, после чего, разумеется, пришло и Воскресение”, – рассказал отец Климент Харизанов из софийского храма Преображения Господня.

Страстная Седмица и Великая пятница

Отец Климент Харизанов

„Это Великая неделя, потому что в течение ее произошли вещи, которые имеют огромное значение для спасения человеческого рода. Сначала Христа предал Его ученик Иуда за 30 серебряников, затем Он был приведен к первосвященникам и в завершение Понтий Пилат, который поддался интригам и, умыв руки со словами „невиновен я в крови праведника сего”, распял Его. Думаю, эти вещи известны и нет необходимости в повторении. Важно в эти священные трепетные дни чаще задумываться о том, что пережил и перенес Христос за нас грешных и неблагодарных. Конечно, нам всегда надо задумываться о страданиях Спасителя, но в Страстную Неделю особенно, нам дается повод серьезно задуматься. И сопережить все то, что Сын Божий пережил за нас. Церковь, через свое богослужение, через евангелия, которые тогда читаются, дает нам возможность окунуться в эту атмосферу и принять участие, и проливать слезы с матерью Божией, со Святым Иоанном Богословом, вообще, со всеми теми, кто любит Спасителя”.

В Великий четверг состоялась Тайная вечеря, тогда христиане вспоминают об омовении ног учеников Учителем и установление Святой Евхаристии, на которой отслуживается Василиева Святая литургия. Страстная неделя сопровождается строгим постом. Христиане употребляют постную пищу без подсолнечного масла, а в Великую пятницу соблюдается полный пост до отпевания Иисуса Христа и в пищу ничего не употребляется. Престарелым, немощным и больным разрешается только хлеб и вода.

„Но, конечно, сопереживая всем этим страшным событиям не задумываешься так уж о еде, – продолжил свой рассказ отец Харизанов. – Как будто и не хочется есть, ведь все существо поглощено другими мыслями, другими чувствами и это для христианина не представляет никакой трудности. Ведь необходимо сопережить, принять участие в этих таинственных и мистических, благодатных событиях. Если вникнуть в них – они страшны и исполнены большой символикой. Иисус Христос – Вторая Ипостась Святой Троицы, пришел на землю ведомый лишь любовью к роду человеческому, облекся в человеческую плоть и перенес все, чтобы могли мы называться сынами Божьими. Великая пятница приходится на шестой день библейской недели, это день, когда Адам проявил непослушание и посягнул на древо познания добра и зла. По этой причине и Иисус Христос перенес страдания в шестой день недели, чтобы искупить, реабилитировать, первого Адама, а Христос – второй Адам”.

Все страдания Спаситель перенес во имя любви – величайшей христианской добродетели и отличительной черты христианина. „ По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, – говорит Христос. Сам Он дал такой пример трогательной любви, даже к своим врагам и к тем, кто Его распял, он молился до последнего вздоха „Господи, не почти это грехом”. Позднее и святой Стефан, и многие другие святые молились Богу за своих убийц и мучителей.

Страстная Седмица и Великая пятница

© Фото: www.pravoslavieto.com
Иисус Христос на Голгофе. Стенопись с 1546 г. Феофана Критского в афонском монастыре Ставроникита.


В конце Великой Седмицы все, кто постился, исповедуется и принимает причастие. Как во время всего поста, так и в Великую Неделю, христиане, которые желают причаститься, особое внимание обращают на чистоту своих мыслей, чувств, намерений и, прежде всего, своих дел. И все же:

„Подготовкой к причастию должна быть сама жизнь христианина, – подчеркнул отец Климент. – Это выражается не столько в чтении канонов, псалмов, хотя и это важно, но сама наша жизнь должна быть подготовкой, вводить нас к Святому причастию. Оно самым тесным, самым непосредственным образом соединяет нас с Христом, потому что он отдал нам свое тело и кровь. Это также выражение бесконечной любви, такой любви, какую человек не может вообразить. Если бы Бог не сказал „Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”, мы не могли бы такое себе представить. Но так как Он нас очень любит и желает, чтобы мы общались с Ним, дал нам этот самый непосредственный способ, не только думая, не только в молитве, но таинственно-мистически соединяться самым тесным образом посредством Святых таинств с Ним. Это верховная радость, верховное счастье, что мы приняли Иисуса Христа в свои сердца и должны пытаться как можно дольше удержать его в себе. Также как, встретив дорогого нам гостя, мы стараемся всячески ему угодить, чтобы он дольше оставался в нашем доме, также и Христу надо угождать христианскими добродетелями, воздерживаясь от грехов и пороков, которые его прогоняют, которые его оскорбляют. Седмица страданий – аналог первых семи дней сотворения мира. Потому что как вначале Бог сотворил мир за шесть дней и на седьмой отдыхал, так и в Великую, Страстную седмицу Он сотворил мир вновь. Создал новый благодатный христианский мир, почив во гробу на седьмой день и воскреснув в восьмой, чтобы дать жизнь христианам”.

Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх