Страстная неделя и Великая пятница
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Последняя неделя земной жизни Иисуса Христа, со дня, следующего за днем Входа Господня в Иерусалим, до его смерти и Воскресения, называется „Великая” или „Страстная неделя” т.е. Неделя страданий (слово „страсть” в переводе с церковнославянского переводится как „страдание”). Каждый день этой недели называется „Великим”. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста, и в каждый ее день церковь совершает специальные службы. Последний день Страстной недели завершается Воскресением Сына Божьего – Пасхой.
В Великий понедельник Спаситель вошел в Иерусалимский храм, где увидел множество торговцев и прогнал их, потому что храм – это дом для молитвы, а не дом торговли. В Евангелии говорится о проповеди Иисуса в храме и о проклятии бесплодной смоковницы – символа такой человеческой души, которая не знает молитвы, покаяния и не дает плодов духа.
Великий вторник – это день поучений и последних нравственных напутствий. Иисус Христос учит нас, как быть поистине благотворителями – как бедная вдова, которая пожертвовала на дело Божие свои последние средства, „пропитание свое”, а не как все другие дарящие – „от избытка своего”. Христос проповедует в храме и рассказывает притчу о десяти девах, пяти мудрых и пяти неразумных, олицетворяющих две категории людей – ожидающих пришествие Господа и не готовых к нему. Иисус делает также пророчества о судьбе Иерусалима и о Втором пришествии.
В день Великой среды припоминается одно из последних событий, предшествующих страданиям Божьего сына – Помазание Иисуса миром, когда к Спасителю, бывшему в Вифании, в доме Симона прокаженного, пришла женщина с алавастровым сосудом, полным мира, и, разбив сосуд, возлила его Ему на голову. Многие бывшие там вознегодовали, так как драгоценная жидкость стоила большие деньги – более трехсот динариев, и стали корить ее. Христос ответил им: „Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению”.
В Великую среду христиане со скорбью вспоминают предательство Иуды и решение Синедриона осудить и предать смерти Иисуса Христа. Известно, что Иуда Искариот отправился к иудейским первенцам и уговорился с ними предать Христа за тридцать сребренников.
Великий четверг – день воспоминания о Тайной вечере. Совершив омовение ног ученикам, Иисус Христос установил таинство Евхаристии, или Святого причастия, и сам дал причастие Святым апостолам. Завещав своим ученикам свою новую заповедь – любви ко всем ближним, Иисус сказал им, что один из них предаст Его. Тогда Иуда встал и вышел. После Тайной вечери Иисус, в сопровождении апостолов, отправился в Гефсиманский сад, где молился до прихода предателя. После поцелуя Иуды, Иисус Христос был взят под стражу и приведен к иудейскому первосвященнику Каиафе, где ему был произнесен смертный приговор, утвержденный Понтием Пилатом, римским прокуратором Иудеи.
Обычно вечером в Великий четверг совершается богослужебное чтение Двенадцати Евангелий Святых Страстей Христовых. Оно состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Во время чтения Евангелий верующие стоят с большими зажженными свечами в руках, которые позднее используют при разных случаях в своих молитвах в течение года.
В великую пятницу, которую в Болгарии также называют Распятой пятницей, вспоминаются великие страдания и крестная смерть Иисуса.
С тяжелым крестом на плечах, Спаситель отправился в свой последний земной путь – на Голгофу. Христос принял со смирением свою судьбу –
быть подверженным бичеванию, унижениям, ругательствам и ударам. Поднявшись на Голгофу, Христос был распят на кресте между двумя разбойниками и умер в муках. В то самое время, согласно Евангелию, произошло солнечное затмение и землетрясение.
В день Великой пятницы не отслуживается литургия, в знак глубочайшей скорби. Во время вечернего богослужения отслуживаются т.наз. Царские часы, полностью посвященные событиям этого скорбного дня.
© Фото: www.pravoslavieto.com
Оплакивание Христа. Плащаница, вытканная в середине ХІХ в. мастерами из Витановского рода, Тревненской школы. Хранится в Региональном Историческом музее города Плевен.
Великая суббота – день оплакивания и погребения Иисуса Христа. Она посвящена воспоминанию о пребывании Христа во гробе и сошествии Его в ад для избавления душ умерших из власти небытия. После смерти Спасителя на кресте, Иосиф Аримафейский и Никодим, испросив разрешение у Пилата, сняли Его с креста, помазали ароматами, обвили чистой плащаницей и положили в новый гроб, высеченный в скале. При положении Иисуса Христа во гроб присуствовали женщины, несущие сосуды с миром, и среди них – Его мать, Пресвятая Богородица. Иудеи поставили на гробе печать и выставили стражу.
В Великую субботу утром после литургии в некоторых местах существует обычай, по которому священники раздают цветы верующим – как выражение радостного предчувствия Воскресения. Также этот день является приготовлением к Пасхе – Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.
Первоначально Пасхе предшествовал двух- или трехдневный пост, который позднее продолжался неделю – это и есть Страстная неделя. Впоследствии к нему был добавлен 40-дневный пост – наподобие сорока дней, в которые Христос постился в пустыне. Этот пост был предназначен для тех, которым предстояло принять Святое крещение на Пасху. В течение длительного времени, в которое практиковалось массовое крещение взрослых людей, таинство совершалось именно в день Пасхи, когда крещение являлось для них особо сильным духовным переживанием – в знак сопричастия со страданиями, добровольной смертью и Воскресением Спасителя. Поэтому Пасхальная литургия по своему характеру является крещальной литургией.
Перевод и редакция Марии Атанасовой и Ивана Петрова
Источник: http://bnr.bg/