Святой князь Борис І – государственный деятель со взглядом в будущее
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Величайший болгарский владетель князь Борис І не славится победами на поле брани, так как почти все войны, которые он вел, были проиграны. А вот его успехи на дипломатическом поприще и в области культуры оставили глубокий след на долгие века вперед. Притом, не только в истории болгар, но и многих народов. Борис І правил 37 лет – с 852 по 889 годы. Его основным вкладом был исторический акт одобрения славянской письменности в стране – глаголицы, замененной позже учениками святых Кирилла и Мефодия и названной в честь их азбукой кириллицей. Произошло это в 886 г.
Другим великим актом было принятие святым князем Борисом христианства в 864-865 гг. Причин тому было много. Итак, Болгария превратилась в колыбель славянской духовной культуры. Надо сказать, что в конце своей жизни правитель Болгарии постригся в монахи и уединился в монастыре. Сами понимаете, что борьба за христианизацию была кровавой. Скончался этот великий владетель 2 мая 907 г. и каждый год его память чтит Болгарская православная церковь.
В ІХ в. как Римская, так и Константинопольская церковь борются за влияние среди многочисленных славян Европы. В Болгарии население представляет пеструю этническую картину и почитает разных богов – от верховного бога Тангры до славянских божеств и других культов. Есть и христианские общины. В силу разных обстоятельств болгарский венценосец пришел к выводу, что его государство будет иметь намного больший вес и признание, если будет принято в христианскую семью. В то же время эта религия приведет к объединению разных народностей на болгарских территориях.
Сначала он решил было приобщиться к Западной церкви в пику соседней Византии. К этому его подталкивал союз с Немецким королевством против Великой Моравии, а она, в свою очередь, заручилась поддержкой Византии. Не будем забывать, что во главе Великой Моравии стояли славяне, а Болгарией правили болгары в союзе с семью славянскими племенами. В 863 г. Константинополь направил войска в Болгарию. Тот год был исключительно тяжелым для страны – почти 40 дней длились землетрясения, саранча уничтожила урожай, наступил голод. В этой ситуации князь Борис был вынужден пойти на заключение мира с Византией, приняв обязательство принять христианство от Цариградского, а не Римского патриархата, как он это намеревался до того. Крестным отцом стоящего во главе болгар князя стал сам византийский император Михаил ІІІ. Потому после крещения Борис принял его имя – Михаил. Сама церемония была совершена „тайно и глубокой ночью”. Причин тому много, ведь часть вельмож, да и основная масса населения вовсе не хотела просто так предать забвению своих богов, поменять ритуалы и обычаи, свои имена и т.д. Многие опасались, что Болгария станет зависимой от Византии, кстати, не без основания. Тогда 52 болгарских боярина взбунтовались. Расправился он с ними жестоко, приказав перебить их и членов их семей. Так не только силой убеждения была навязана новая вера в 60-х годах ІХ века.
Спустя почти 15 лет Болгарская церковь получила статус автокефальной, т.е. самостоятельной. Во главе ее встал Иосиф І – архиепископ и первый патриарх Болгарии. Не случайно также в те годы, т.е. для облегчения процесса приобщения славян к христианской культуре, в Европе была создана новая азбука. Сделали это святые братья Кирилл и Мефодий, провозглашенные в 1980 г. папой Иоанном-Павлом Вторым духовными покровителями Европы вместе со св. Бенедиктом. В 886 г. Борис Первый принял их учеников Климента, Наума, Савву, Горазда и Ангелария, прибывших из Великой Моравии. После этого были основаны две школы книжников – своеобразные университеты. Одна находилась в Охриде /ныне в Республике Македонии/, где за 8 лет было обучено 3500 духовников. Другая первоначально была в столице Плиске, но после ее перенесения в новую блистательную столицу Великий Преслав сыном князя Бориса І уже царем Симеоном Великим, возвеличившего все христианское, школа была тоже перенесена. Там священные книги переводились на живой болгарский язык, на котором уже официально было разрешено проповедовать после древнееврейского, древнегреческого и латинского языков, там же создавались оригинальные сочинения, заложившие основу славянской литературы.
Князь Борис І в 889 г. отрекся от престола и ушел в монастырь. Его старший сын, занявший трон, Владимир Расате повел, однако, борьбу за возврат язычества. Пришлось Борису снять с себя рясу, надеть военные доспехи и выступить против сына. Расате был схвачен, ослеплен и брошен в темницу. В 893 г. на престол взошел третий сын владетеля – Симеон, управление которого было названо „Золотым веком” болгарской культуры. При нем пределы уже болгарской империи приобрели огромные масштабы, занимая нынешние территории европейской Турции, большую часть Греции, весь Балканский полуостров, Венгрии, выходя на границу с Днепром. Там, между прочим, за несколько веков до Симеона и погиб в борьбе с врагами основатель задунайской Болгарии Аспарух.
Князь Борис І вернулся в монастырь, где 2 мая 907 г. кончился его земной путь. Вскоре после этого он был канонизирован в лик святых Болгарской православной церковью. А мы продолжаем преклоняться перед его великим делом.
Перевод Петра Григорьева
Источник: http://bnr.bg/