Святых Кирилла и Мефодия изображают на иконах как книжников и просветителей
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Неслучайно, первые сохранившиеся изображения святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, чье святое дело церковь почитает 11 мая, происходят из сердца Европы. Именно в Риме Салоникские братья совершили свою культурную революцию, разрушив миф о трех священных языках богослужения (латинский, греческий и иврит) и открыли дорогу христианского просвещения – не только для славян, но и для всех средневековых народов. Поэтому и на иконах их неизменно изображают как книжников и просветителей, держащими в руках свиток с созданной ими азбукой.
«Икона возникла в первые века как желание сохранить образ какого-то святого или подвижника, − рассказала д-р наук Златина Каравылчева из Центра образовательных инициатив «Двери». – Люди проходили сотни километров, чтобы встретиться с ним и, уходя, уносили с собой его образ, воссоздавая его в самых ранних иконах. С течением времени элемент воспоминания отошел на задний план и икона стала богословским рассказом. И хотя иконописцы следуют этому преданию, вкладывают в него и что-то свое».
Чаще всего в иконе наибольшее внимание привлекают глаза святого. Но кроме визуального воздействия, важно послание на подсознательном уровне на молитвенную мысль христианина.
Каков, однако, язык, скрытый за видимыми формами, который,однажды воспринятый, вдыхает в икону жизнь, и она начинает с нами говорить?
Открытое пространство − другой элемент языка иконы – все евангельские события изображаются в открытом пространстве, чтобы подчеркнуть их общедоступность. А чтобы подсказать, что событие все же состоялось в помещении, иконописцы изображают на заднем фоне небольшой занавес. Используют также тени и, таким образом, акцентируют, что источник света исходит из изображаемого святого.
В классических иконах Христос изображен в хитоне красных тонов, так как этот цвет символизирует Его божественную природу. А гиматий поверх – синего цвета, как человеческая природа. Тогда как у Богородицы нижнее облачение синее, а верхнее – красного. Это символизирует, что Богоматерь – человек, как и все мы, хотя и исключительной чистоты, и в то же время в благодати.
«В золотых тонах изображен не только ореол, но нередко и сам фон, – дополнила Златина Каравылчева. – Золотой цвет – это знак царства благодати, которое постепенно зарождается – сначала в святом и постепенно станет реальностью для всего человечества. Божья благодать доступна для каждого из нас, если мы обратимся к Богу. И лишь когда наша человеческая природа облачится красные одежды благодати, мы откроем свою истинную силу».
Перевод Елены Паскаловой
Фото: dobrichmuseum.bg, bg-patriarshia.bg, pravoslavieto.com, dveri.bgИсточник: http://bnr.bg/