Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

"Мы всей семьей неизменно посещали фотоателье Кемилева, замечательного художника и фотографа! На витрине и в студии выставлялось множество портретов музыкантов, артистов, художников, писателей... целая галерея".

Госпожа Дими Димчева, дочь виолончелиста Николы Димчева, чье имя в середине прошлого века украшало афиши Софийской филармонии, оставила на листе бумаги эти заряженные эмоциями слова. Но, как это не раз происходило в коммунистическом прошлом, имя любимого и почитаемого фотографа одним махом исчезло.

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

"Наш отец, Тодор Ангелов Кемилев, родился в 1910 году в Добриче, – начинает свой рассказ керамист Иоанна Кемилева. – Это имя в болгарской фотографии, которое, я говорю это с большой болью и горестью, погружено в забвение, а его дело стерто из-за пережитых в нашей жизни обстоятельств. Его брат окончил фармацию, сестра – медицину, а сам он начал обучение у армянина Сисагяна, от которого унаследовал технические умения фотографии. И когда наш дедушка увидел его большую любовь к этой профессии, они вдвоем поехали в Вену, где он купил ему фотоаппарат – единственное, что нам удалось сохранить от тотальной конфискации и уничтожения отцовского труда и имущества".

Амбициозный, инновационный, авангардный, всего 17-летний Тодор Кемилев открыл студию в своем родном городе и с подходом артиста создавал художественные фотопортреты своих сограждан. В 1940 году он снял на кинокамеру торжества по случаю возвращения Южной Добруджи в пределы родины, а спустя три года – фильм о похоронах царя Бориса III.

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

В 1935 г. он женился на Цветане Стамболовой из Софии. Семья жила и творила в Добриче, но в 1942 г. поселилась в столице, где на бульваре Царя Освободителя 12, напротив посольства Италии, Тодор Кемилев открыл свое "Фото Кемилева". Ему быстро удалось утвердить свое имя среди софийской общественности, и перед его фотообъективом вставали политики, люди искусства, "обыкновенные" граждане, все они доверяли его таланту прикоснуться к человеческой сущности и увековечить ее.

"Он с вниманием и любовью относился к каждому человеку, – рассказала другая дочь Тодора Кемилева – Антоанета, унаследовавшая его профессию. – Он находил добрые слова для каждого клиента. Например, он скажет паре, которая пришла сделать семейный портрет: "Вспомните, как вы познакомились", и вызовет приятные воспоминания. Через слова он умел вызвать улыбку, показать хорошее чувство к людям, и это запечатлевалось на фотографии".

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

Тодор Кемилев входит в число восьми профессионалов, удостоенных звания "Фотохудожник", которым после переворота 9 сентября и последующей национализации было разрешено заниматься частной практикой. В 1950 году он перенес свое ателье из "центрального и раздражающего власти места на ул. Царя Освободителя", по словам Иоанны Кемилевой, на улочку Бенковского. Расположенное напротив официального входа зала "Болгария", это предопределило его большую клиентуру из творческих кругов.

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

До конца жизни фотограф пользовался большим уважением рядом с такими именами, как Петр Папакочев, Емил Рашев, Станчо Джишев, Минко и Пенчо Балкански. Он покинул этот мир в 1969 году, оставаясь верным своему призванию до последнего вздоха. Его старшая дочь Антоанета унаследовала "Фото Кемилева", и оно просуществовало еще четыре года, пока однажды юная девушка не сделала роковой шаг, который буквально в одно мгновение стер общественную память о любимом и уважаемом профессионале и человеке Тодоре Кемилеве.

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

В 1973 году Антоанета Кемилева бежала из Болгарии и сразу же была объявлена ​​невозвращенцем. Ее приговорили к 3 годам лишения свободы, денежному штрафу, а все семейное имущество – квартиру вместе со студией, аппаратурой, фотоархивом и негативами – конфисковали. Ее родственники были подвергнуты допросам, преследованиям, ограничениям. И хотя после 10 ноября 1989 года семья пошла по следам 42-летнего визуального наследия Тодора Кемилева, от него не осталось и следа.

"Хотя прошло 50 лет, мне нелегко говорить об этом. Я тогда не задумалась о последствиях", –говорит Антоанета Кемилева из Канады, где она поселилась после побега. Вместе со своей сестрой Иоанной сегодня она делает все возможное, чтобы реабилитировать имя и творчество художника в фотоискусстве Тодора Кемилева. У них за плечами уже две выставки – в Софии и Добриче, но они надеются дополнить память об отце через семейные архивы нескольких поколений болгар.

Тодор Кемилев – по следам утерянного фотоархива

"Мы просим людей, которые в своих семейных альбомах хранят фотографии со штампом "Фото Кемилева", позвонить нам, чтобы мы их отсканировали, – говорит Иоанна Кемилева. – Наш отец не заслужил этой участи – как будто он не творил, не существовал, но это касается и многих других людей, чьи судьбы по ряду не зависящих от них причин сломаны. И теперь мы хотим сделать этот жест в память о Тодоре Кемилеве, потому что его имя в истории болгарской фотографии значимо и не должно быть забыто".

Перевод и публикация: Мария Атанасова

Фото: личный архив Антоанеты и Иоанны Кемилевых



Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх