В Софии прошел крестный ход в защиту ввода вероучения в школах

В Софии прошел крестный ход в защиту ввода вероучения в школах

24 сентября на улицах Софии прошел Общенародный крестный ход, посвященный “образованию духа и светлое будущее нашим детям”. Он был организован по инициативе Священного Синода Болгарской Православной Церкви и привлек родителей, учителей, духовных и общественных лиц со всей страны, которые выразили свою поддержку восстановлению традиции обязательного обучения вероучению в школах и детских садах. После Освобождения от османского ига /1878 г./ до 1944 г., а на отдельных местах в стране и до 1947 г., обучение вере входило в обязательную учебную программу. В течение лет оно носило различные наименования – вероучение, закон Божий, благонравие... Сегодня 14 тыс. детей по всей стране изучают как в свободном, так и в обязательном порядке, предмет “Религия ‒ христианство”, а в районах с компактным мусульманским населением, около 3 тыс. детей изучают “Религию ‒ ислам”. Среди основных аргументов восстановления вероучения в качестве обязательной учебной дисциплины, Болгарская Православная Церковь выдвигает распад традиционных ценностей и духовный кризис, которые испытывает наше общество. А от этого больше всего страдает подрастающее поколение.

“Церковь переживает и страдает из-за того, что наши дети дерутся, бранят друг друга, с раннего возраста пробуют алкоголь, наркотики, начинают половую жизнь, что не нормально, а также то, что не уважают учителей, ‒ заявила д-р Десислава Панайотова, член Рабочей группы Священного Синода по вопросам религиозного образования. – Все это очень беспокоит церковь, потому что, как пишет Святой апостол Павел: “Что посеете, то и пожнете”. Мы посеяли безверие, бездуховность. Наши предшественники посеяли атеизм. Мы также не прилагаем достаточно усилий для духовного и нравственного роста детей. Потому, мы хотим своевременно прервать эту идущую вниз спираль, и чтобы все несущие ответственность институты, такие как Церковь, государство, родители, школы и детские сады, ‒ объединились, потому как только вместе мы можем достичь того, чего так сильно желаем – чтобы наши дети росли гармонично, чтобы ценили в человеке его личность, видели в другом своего ближнего и имели духовно-нравственные ценности”.
Крестный ход пошел ровно в полдень с площади перед Национальным дворцом культуры и закончился торжественным молебном и концертом у кафедрального храма Св. Александра Невского. Его участники внесли в Народное собрание и Совет министров петицию с требованием о вводе учебного предмета “Религия – Православие” в качестве обязательной школьной дисциплины. Как обстоят дела с подобным обучением в других европейских государствах?

"Именно на существующей европейской практике основаны наши требования, ‒ рассказывает д-р Панайотова. ‒ Среди лучших примеров в этом отношении ‒ Румыния, Греция, Швеция, Польша, Мальта. Интересно отметить, что в Германии, если в данном классе есть хотя бы три ученика православного вероисповедания, то им обеспечивается преподаватель православной веры. К сожалению, на данный момент здесь в Болгарии, где приблизительно 85 % детей исповедуют православное христианство, пока не обеспечено их ознакомление с национальными корнями, с величием православной культуры нашего государства”.

Следует отметить, что к крестному ходу присоединились и представители других вероисповеданий в стране. Это, по мнению Десиславы Панайотовой, является доказательством того, что данная инициатива демократична и приемлема для всего общества. Вот как, по ее мнению, будет разрешена проблема в отношении детей иного вероисповедания. “Это, конечно, предусмотрено в концепции Священного Синода, который ни в коем случае не намерен навязывать учебную дисциплину “Религия ‒ православие” детям из семей, не разделяющих данную религиозную идентичность. Предусмотрена возможность, чтобы ученики-мусульмане изучали ислам в качестве свободно выбираемого предмета. В регионах с компактным католическим населением будут изучаться основы римско-католического вероисповедания. В этом смысле всем детям в Болгарии будет обеспечена возможность ознакомиться подробно с основами собственной религии. А в отношении тех, кто не имеет конкретной религиозной принадлежности, бытует идея, чтобы они изучали этически ориентированную, духовно-нравственную учебную дисциплину типа, например, благонравия или христианской нравственности, которые могли бы способствовать достижению единой цели – чтобы наши дети стали более добрыми, более спокойными, более одухотворенными”.

Для того чтобы ввод данного учебного предмета стал фактом, необходимы соответствующие законодательные изменения. Д-р Панайтова утверждает, что сейчас как раз самый подходящий момент для этого, так как идет работа по новому Закону о школьном образовании. “Мы настаиваем, чтобы такое обучение охватило всех детей с детского сада по 12-ый класс. Самые маленькие будут изучать дисциплину “Религия-православие” путем разных игр, рассказов, раскрашивания картинок. Вообще деятельности, подходящие для их возраста. Это также касается учеников первого и второго классов. С третьего по восьмой класс предмет будет изучаться более углубленно. С этой целью необходимо издать соответствующие учебники, школьные пособия, учебные тетради. Все это, со своей стороны, требует определения государственных образовательных стандартов в области религиозного обучения. После того, как дети уже ознакомились с историей, учением, искусством, духовно-нравственными принципами православия, речь идет, в частности, о профиле “Религия – православие”, на введение которого мы настаиваем, с 9-ого по 12-ый класс им будет предоставлена возможность ознакомиться и с другими вероисповеданиями с тем, чтобы обогатить свою религиозную культуру, узнать больше о тех, кто исповедует иную веру. Именно в этом курсе обучения, когда у них уже будет установлено критическое и самостоятельное мышление, их следует ознакомить с угрозами разных сект и культов с тем, чтобы предохранить их от опасного влияния. Никто не намерен заставлять детей молиться в школах. Некоторые наши критики утверждают, что мы якобы намерены превратить школу в церковь. Нет, у нас нет таких намерений. Церковь дает себе отчета в том, что школа – это место для образования, для приобретения религиозной культуры и нравственности, а практика имеет место уже в храме. Но для того, чтобы практиковать веру, чтобы знать свои корни, необходимо их изучать. И для того, чтобы это стало возможным, дети должны знать, что такое “Отче наш”, что такое Евангелие, знать тексты Евангелий. Накопленный до сих пор опыт показывает, что дети, которые изучают религию в Болгарии, становятся более терпеливыми, более спокойными. Среди них намного меньше агрессии, и они становятся своеобразным духовным ядром своих классов”.

Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх