Вароша – красивая страничка истории города Благоевград
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Фото-прогулка по ВарошеФото автора
Один из самых привлекательных районов города Благоевград – это, бесспорно, Вароша. Узкие мощеные улочки, высокие заборы из каменных глыб, старинные дома с белыми фасадами и деревянными верандами, дворики, окутанные самшитом и геранью, все это уводит нас в эпоху болгарского Возрождения. Сегодня Вароша представляет собой своеобразный остров спокойствия. Но когда-то этот район оглашали ремесленники своими молотами и долотами, торговцы и клиенты многочисленных магазинчиков. В период османского владычества город Благоевград, который тогда называли Джумая, был значимой придорожной крепостью, а в его окрестностях традиционно организовалась одна из крупнейших в регионе ярмарок.
Вот что еще рассказала об истории района Вароша сотрудник Регионального исторического музея города Благоевград Елена Александрова.
“Вароша обособилась как район, населенный христианами, где-то в конце ХVІІ века. Он расположен на левом берегу реки Бистрица у подножия Делвинской горы. А вообще наш город не такой уж древний. Первые письменные свидетельства наличия поселения на этом месте датируются началом ХVІ века. В ХVІІ-ХVІІІ веках в городе преобладало турецкое население. В нем было пять турецких районов и всего лишь один, населенный болгарами – Вароша, который к тому же находился по ту сторону реки. Обе части города соединяли три моста – Чаршийский, Черковный и Касапский. Накануне освобождения Болгарии от турцекого ига в 1878 году в городе насчитывалось 24 трактира и около 180 магазинчиков”.
Сохранившиеся до наших дней дома в Вароше в основном построены во второй половине XIX века.
Дома, сохранившиеся и по сей день в районе Вароша, построены преимущественно в начале ХІХ века. Проходившие в то время в Османской империи политические и экономические изменения сказались благоприятно и на быту болгарского населения. Тогда возникли хорошие предпосылки для развития торговли, ремесленничества и, в результате, для строительства новых хозяйственных и жилищных зданий, церквей. Таким образом, на месте одноэтажных домиков во второй половине ХІХ века появились более просторные двухэтажные дома с торговыми помещениями со стороны улицы. Снаружи эти дома были богато разукрашены художественными орнаментами. Особенно известным в этом отношении стал, так называемый, Пестрый дом, который, к сожалению, при расширении двора церкви Введения Богородицы во храм был снесен.
Единственный разукрашенный дом, сохранившийся в своем оригинальном виде и по сей день, это Мощанский дом, на котором исписан и год его строительства – 1888. В число характерных исторических памятников входит и церковь Введения Богородицы во храм, строительство которой началось в 1840 году и продолжилось четыре года. Она представляет собой трехнефную базилику с полукруглой абсидой на востоке. Для создания стенописей храма сразу после освобождения Болгарии от турецкого рабства в 1879 году были приглашены представители двух стенописных школ из городов Банско и Самоков. Их работа продолжилась десять лет и декорация церкви приобрела свой окончательный вид в 1889 году. Иконостас вырезан по прототипу, находящемуся в самой популярной болгарской обители - Рилском монастыре, и, несмотря на свои меньшие по сравнению с оригиналом размеры, он находит заслуженное место среди лучших образцов резьбы по дереву эпохи болгарского Возрождения.
По соседству с церковью Введения Богородицы во храм находится дом Георги Измирлиева – Македончик, одного из руководителей Апрельского восстания 1876 года. Сегодня этот дом объявлен музеем.
“Дом-музей Георги Измирлиева учрежден в 1976 году по поводу столетия Апрельского восстания, - продолжает свой рассказ Елена Александрова. – Бытовая часть дома отлично воссоздает атмосферу и семейный быт болгарских домов ХІХ века. В музее также выставлена документальная экспозиция фотографий и предметов, посвященная жизненному пути и деятельности апостола Первого Тырновского революционного комитета. Три года назад при доме-музее Георги Измирлиева была учреждена постоянная выставка произведений местных художников”.
По соседству с церковью стоит дом Георгия Измирлиева – одного из руководителей Апрельского восстания, ныне музей.
В 80-ых годах минувшего века в районе Вароша была проведена масштабная реставрация. После нее, некоторые из аутентичных домов были предоставлены местным художникам в качестве ателье. В других обособлены центры для обучения детей рисованию, музыке, литературе, математике... В том же самом районе расположен и Региональный исторический музей.
Автор: Венета Павлова
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/