Васил Левский – Апостол болгарской свободы
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
19 февраля 1873 г. недалеко от Софии был повешен борец за освобождение своего народа от османского ига Васил Левский. Он относится к тем личностям, которые рождаются раз в несколько столетий, в такие решающие моменты, когда должен появиться лидер, способный повести за собой весь народ. Признательные болгары называют его Апостолом Свободы.
Бывший монах, ставший позже диаконом, скинул рясу, чтобы одеть форму повстанца. Проведя немало времени среди эмигрантских революционных кругов, Васил Левский убеждается в неэффективности действий отрядов повстанцев, которые формировались на сербской и румынской территории и перебрасывались оттуда в Болгарию. Они давали много жертв, но не могли увлечь за собой народ и привести к восстанию.
„Васил Левский постепенно пришел к мысли о необходимости переоценки используемых эмиграцией путей освобождения страны, ‒ заявил в интервью Радио Болгария доцент Пламен Митев, декан Исторического факультета Софийского университета Святого Климента Охридского. – С этой целью он дважды обходит страну в 1868 и 1869 годах. Это окончательно убеждает его в том, что тактика засылки отрядов повстанцев вовсе не единственный путь достижения конечного успеха в борьбе с Османской империей. Он постепенно осознал необходимость использования возможностей всего народа, разных социальных групп в болгарском обществе. Постепенно он пришел к идее создания внутренней организации комитетов, которая бы подготовила национальную революцию. Именно в этом состоит большой вклад Васила Левского в целостное развитие политических идей в эпоху Болгарского возрождения”.
Левский начал неутомимо создавать сеть революционных комитетов на болгарских землях. Ряд их наследует опыт и приходит на место ранее существовавших тайных организаций. Но масштабы деятельности Апостола Свободы изумляли. Так, летом 1872 г. в стране уже существовало почти 400 комитетов. „Я посвятил себя отечеству, которому буду служить до смерти и выполню волю народа”, ‒ говорил он. Своей энергией и беззаветностью он как бы заражал всех – бедных и богатых, неграмотных и образованных. Спустя три года после его убийства турками, созданные им комитеты, несмотря на множество провалов и предательств, подняли крупнейшее на землях Болгарии восстание против поработителей в апреле 1876 г. Именно его подавление со страшной жестокостью привело к широкому международному отзвуку и объявлению Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. А мечта Васила Левского о развитии новой Болгарии вдохновила поколения болгар.
“Во-первых, это его идея демократической республики, ‒ отметил далее Пламен Митев. – В таком законченном виде лишь Левский выдвигал идею о подобной организации свободной болгарской державы. Далее я хотел бы отметить идеи Левского о равенстве всех перед законом. И, конечно, - его идеи о свободе личной, свободе народной, о равенстве всех, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Эти прозрения и заветы соответствуют самым прогрессивным философским и политическим доктринам в европейском мире в то время. И не потеряли своей актуальности и по сей день».
Каково место Апостола болгарской свободы среди великих фигур национально-освободительных движений в Европе в ХІХ веке?
«Васила Левского можно сравнивать с яркими личностями европейской истории, такими как Гарибальди и Маццини. Не случайно болгарские историки многократно отмечали, что если бы Левский был деятелем освободительного движения какой-нибудь другой страны Европы, его имя упоминалось бы во всех учебниках европейской истории. К сожалению, он остается известен, прежде всего, нам, болгарам, потому что мы небольшой народ, которому сложно вписаться в большую европейскую историю. Но это не преуменьшает значения его заслуг в развитии европейской политической мысли и дела, которые дали толчок освободительной борьбе и социальным реформам. В этом смысле Васила Левского можно сравнивать с самыми яркими фигурами Европы ХІХ века».
Перевод Петра Григорьева и Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/