Великий пост в современной жизни болгар

Освященный примером Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней в пустыни, Великий пост готовит бессмертную душу человека к Спасению. По канонам Православной церкви он содействует овладению христианскими добродетелями и отдаляет верующих от зла. Не случайно болгары, потребляющие в течение 48 суток постную (без жиров и мяса) пищу, верят, что это усилие сделает их более добрыми и сострадательными.

„В любом случае, когда православный христианин подходит к Великому посту, а также к каждому из четырех постов в течение года, он должен первым делом попросить прощения у ближних и, непременно, у своих врагов”, ‒ говорит известный распространением православной веры в горах Родопы священнослужитель храма „Успение Богородицы” в г. Кырджали отец Боян Сарыев.
„Господь Иисус Христос призывает лечить и своих врагов. Потому каждый должен попросить прощения у врагов и у близких, чтобы начать пост со смиренным сердцем, ‒ говорит отец Сарыев. – Самое общее определение о посте это воздержание от применения жирной пищи и умеренное употребление постной пищи. Сам пост, однако, это не диета или средство похудеть или сбросить вес. У него нравственно-религиозный характер. Пост должен быть полноценным – телесным и одновременно с этим духовным. Обычно, в большинстве своем современные христиане воспринимают пост единственно как воздержание от мясомолочной пищи и яиц, не обращая внимания на духовную сторону этого ритуала. А ведь именно духовный пост является ведущим мотивом, а телесный пост используется в его помощь. Обобщенно говоря, духовный пост ‒ это воздержание от любого зла. Он должен охватывать пять человеческих органов чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, потому что по ним грех может проникнуть в тело человека и осквернить его. Когда мы овладеваем пятью органами чувств, то достигаем власти над своим телом и таким образом ограничиваем приступ греха в наших душах. Посвященные утверждают, что невозможно овладеть на 100% своими органами чувств, но это не значит, что с этим не следует бороться. Важное свести к минимуму влияние греха на тело и душу”.

Несмотря на восприятие себя верующими, в наши дни немногие люди постятся. Как говорит батюшка Боян, нашим предкам было легче справляться с постом. Каждый жил в своем замкнутом личном хозяйстве и не собирался с другими людьми. Тогда и искушений было меньше. Сейчас же на каждом углу вам предлагают какие-то лакомства, вкусные вещи, а всякие искушения рекламируются с экранов телевидения. Это, со своей стороны, позволяет осуществить и больший подвиг при соблюдении поста, убежден священнослужитель. „Довольно сложно обойти искушения, поджидающие нас везде. Потому желающим соблюсти пост рекомендую избегать общественных мероприятий и шумных собраний людей. Следует больше времени проводить в молитвах, быть в более укромном месте дома, чтобы быть полезным себе при посте. За четыре недели до Великого поста Святая православная церковь готовит нас старательно посредством нескольких притч к нему, в которых речь идет о смирении и покаянии, последствиях грешного образа жизни и, наконец, о всепрощении. Только на основе этих четырех важных оружий христианской добродетели нам следует устоять перед искушениями, потому что во время Великого поста предстоит самая большая битва христиан с врагом Спасения. Эта битва с Сатаной ведется на протяжении всей жизни”.
Чтобы облегчить битву верующих с искушениями в современных условиях, католическая церковь ограничивает пост до избегания любимой пищи и навыков, которые усыпляют дух. В Православной церкви, однако, ограничение относится как к пище животного происхождения, так и к постной пище, любимой нами. „Обязательно нужно ограничить курение, спиртное и вино, ‒ подчеркивает отец Сарыев. ‒ Смысл состоит в преодолении и ограничении алчности и жадности. Пост воспитывает в нас эти добродетели, укрепляя мощь человека, уча его тому, чтобы дух возобладал над телом. Во время поста только пожилые и хворые люди, беременные женщины и малые дети освобождены от его ограничений. ‒ Как видите, все индивидуально, ‒ говорит отец Сарыев. ‒ |Есть люди, которые считаются и интересуются правилами православной церкви, желают исповедоваться и причащаться. Есть люди, прилагающие какие-то усилия, но не прибегающие к наставлениям и благословлению Святой церкви. Они не обращаются к церкви и священнослужителям, как посредникам между Богом и паствой. И первые, и вторые стремятся к духовному спасению. Есть и категория ревностных христиан, которые первые три дня поста ничего не едят и не пьют. На третий день они проходят обряд соборования и помазания елеем, после чего нормальный пост продолжается”.
В заключение отец Сарыев пожелал всем соблюдающим пост набраться сил и терпения, чтобы выстоять до конца, быть смиренными и не роптать против взятой на себя ноши.

Перевод Петра Григориева
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх