Великий пост – время духовного очищения и прощения
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В христианском учении прощение считается величайшей добродетелью, плодом бесконечной Христовой любви к человеку. Неслучайно каждый год, накануне Пасхального поста, каждому христианину дается возможность попросить прощения и простить самому. На вечерне в православных храмах перед началом поста, названного Святой Четыредесятницей, христиане обмениваются “братскими поцелуями” со словами “прощено” – “прости”. С добрыми словами и улыбкой на лице верующие прощают друг друга и так с освобожденной совестью вступают в Великий пост.
В дни поста молитва, покаяние и смирение приносят добрые плоды, но только если от всего сердца мы простили всех.
Иногда трудно простить тех, кто умышленно нанес обиду и рад причиненной боли. В этих случаях священники советуют освободить свою душу от обиды и как хорошим христианам простить и попросить прощения, хотя бы в своих мыслях.
«За несколько недель до начала самого поста церковь подготавливает нас песнопениями и молитвами вступить успешно в «эту великую глубину», как некоторые святые отцы называют Великий пост, пояснил отец Климент Харизанов из столичного храма Преображения Господня и дополнил:
«В день перед началом поста, в т.наз. Прощенное воскресенье, мы вспоминаем об изгнании наших прародителей Адама и Евы из Рая и о лишении их Божественной пищи. Этим церковь будто желает нам показать, насколько пагубны и вредны для нашего спасения и духовной жизни жадность и непокорство. Когда Адам и Ева были в Раю, им было разрешено есть все плоды, но только не те, что растут на Древе познания добра и зла. К сожалению, соблазненные Сатаной, они вкусили запретных плодов, и тем лишились общения с Богом. Но Создатель не оставил их в бездне греха навсегда, а отправил к ним Своего единородного сына, который искупил их грех и проклятие. Интересно, что Христос начал свою миссию к человечеству 40-дневным постом, хотя не имел нужды поститься, потому что был безгрешен. Иисус совершал пост, чтобы показать нам, какое значение имеют и воздержание, и лишение себя еды. Благодаря Спасителю, люди вновь получили то, что потеряли из-за Адама и Евы. И хотя наши прародители нарушили заповедь воздержания, мы посредством поста и смирения вновь получаем право вкушать Божественную пищу. Это евхаристия или Святое причастие для христиан – тело и кровь Христа».
По словам отца Климента, не только Иисус Христос постился. В Старом завете есть много примеров поста. Пророк Моисей, перед тем как получить скрижали с 10-ю Божьими заповедями, постился 40 дней. Св. пророк Илия также постился, перед тем как получить великую благодать воскрешать людей. А затем, перед тем как вознестись живым на небо, вновь постился 40 дней. Поэтому и в Православной церкви святые посты имеют большое значение. «Они открывают путь к Богу через покаяние, обращение к Царствию небесному и, наконец, возвращение в него», – подчеркнул отец Климент Харизанов.
«Не надо считать, что пост – это только воздержание, это, прежде всего, верность и преданность Богу. Поститься не означает только воздерживаться от определенного вида пищи, а и оберегать себя от грехов, которые нас пятнят и отдаляют от Бога и бросают тень на наше достоинство. Разумеется, не только пост – путь к Богу. Сам Христос учил нас не поститься с мрачным лицом, а покрыть лицо свое елеем и так показать, что мы постимся не перед людьми, а перед Богом. Необходимо также прощать людей вокруг нас и не гневаться. Спаситель говорит, что если мы хотим, чтобы небесный наш Отец простил нас, то должно и нам прощать всех, кто нас обидел. Чтобы мы могли снять с себя любое духовное бремя, любую злопамятность и ненависть и, дай Боже, встретить Воскресение Христа. И хотя Церковь дает общие направления поста, есть одна строгая практика о том, как надо поститься. Каждый может поститься в соответствии с состоянием своего здоровья и особенностями своего организма, но не это самое важное. Более существенно, не совершать грехов, не «съедать» своих ближних ненавистью и злопамятностью. Не будем таить негативных чувств в своих сердцах, а видеть в лице каждого образ Христа. В первую седмицу поста положено поститься строже, употреблять пищу даже без растительного масла, также и в последнюю седмицу поста. Врачами и физиологами установлено, что существует связь и зависимость между питанием человека и его поведением. Потому обуздаем свои страсти и пороки, которые дремлют в наших сердцах, более скромной и низкокалорийной едой. Не надо злоупотреблять в пище и питье, потому что жадность и пьянство притупляют остроту чувств и дают простор низким страстям проявляться в нашей жизни».
Перевод Елены Дымовой
Источник: http://bnr.bg/