Выставка к 1100-летию Святого Наума гостит в Софии
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
С недавних пор в софийском музее “Земля и люди” гостит выставка, посвященная 1100-летию успения Св. Наума Охридского. Он был одним из учеников и сподвижников создателей славянской азбуки Святых братьев Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Просветительская деятельность Св. Наума является продолжением их нелегкой борьбы за то, чтобы созданный ими староболгарский книжный язык был введен в богослужение и, таким образом, впервые в Европе была изменена практика официального использования лишь двух считаемых в те времена священными богослужебных языков – латинского и греческого.
“Идея экспозиции возникла давно”, – заявила доцент Светлина Николова, директор Кирилло-Мефодиевского научного центра, подготовившего выставку. По ее словам, совместная деятельность учеников и последователей Кирилла и Мефодия, самыми выдающимися из которых являются Климент и Наум, привела к тому, что широкие слои болгарского населения окончательно и необратимо восприняли славянскую письменность в Болгарии. Таким образом, Св. Наум встает в ряд личностей, внесших наибольший вклад в ликвидацию практики, чтобы в церковной и культурной жизни болгар использовался чужой для них греческий язык. Однако это не препятствовало его заметному присутствию и в греческой рукописной и печатной книжности, созданной и распространяемой Охридскими греческими архиепископами в период с XI по XVIII в.
По мнению доцента Николовой, не существует другого болгарского святого, о котором было бы засвидетельствовано еще с XVII в. и до нынешних дней столь много преданий и легенд, отраженных в изобразительном искусстве. Иконы и стенописи с ликом Св. Наума создаются с XIV по XXI в. не только в сегодняшней Болгарии, но и на территории других стран Балканского полуострова – в Албании, Греции, Республике Македонии, Сербии. На выставке представлены письменные памятники, артефакты и тексты, связанные с личностью Св. Наума, с его жизнью и делом, а также с последовавшими традициями, сохраненными и сохраняемыми в нашей современности во многих странах по всему свету, – в Болгарии и православных балканских странах, в России, Словакии, Венгрии и Швейцарии, и даже в далекой Канаде.
“Эта выставка представляет жизнь, дело и традиции, связанные со Святым Наумом Охридским, – отметила доц. Светлина Николова. – Мы попытались показать источники, из которых черпаются эти сведения. В большей части источники на греческом языке, хотя некоторые переведены позднее и на болгарский язык. Также сохранились и некоторые свидетельства о творчестве просветителя. Четверть столетия тому назад наш коллега, болгарский исследователь Стефан Кожухаров, нашел единственное известное на сегодняшний день произведение Святого Наума Охридского, который не был знаком науке как писатель. Святой Наум – автор поэтического произведения в честь Святого апостола Андрея. Мы представили свидетельства, которые в наличии сегодня – болгарские, сербские и русские рукописи, в которых сохранилось это произведение”.
“Мы постарались охватить как можно более широкий географический и хронологический периметр изображений Святого Наума”, – пояснила также доц. Светлина Николова, подчеркнув, однако, следующее: “Он остался в тени своих гениальных учителей и правда в том, что болгарское общество очень мало знает о нем. Но дело Святого Наума никогда не было забыто болгарской наукой, не забыто и сегодня. Несмотря на это, болгарские ученые должны активнее говорить в обществе и о Святом Науме, и обо всем, что было сделано в ту эпоху, когда Болгария была действительно значимой силой не только в политическом, но, прежде всего, в культурно-историческом отношении в Европе”.
Перевод Александры Арбековой, Елены Дымовой
Фото Дарины Григоровой
Источник: http://bnr.bg/