Завершился сезон раскопок священного города Перперикон

Завершился сезон раскопок священного города Перперикон

На пресс-конференции в Софии известный болгарский археолог Николай Овчаров обобщил сезон раскопок священного города Перперикон в восточной части гор Родопы. Уже 11 лет археологи исследуют древний культовый центр, возникший 7 тысячелетий тому назад. В этом году археологи изучали пространство между Акрополем – самой высокой застроенной частью Перперикона, и дворцом-святилищем, расположенным в нескольких десятках метрах ниже него.

«Самая интересная часть Перперикона вдохновляет своими девятиметровыми вырубленными в скалах десятками помещений: залов, комнат, коридоров и лестниц, - рассказывает профессор Овчаров. – Перперикон располагался на площади в 10 тысяч квадратных метров и имел 4 этажа».

Что касается участка между дворцом и Акрополем, его исследование было очень трудным, археологам приходилось расчищать до 12 метров грунта и камней. «И вдруг под этой массой земли показались сохраненные до 4 метров в высоту крепостные стены. Оказалось, что крепостная стена Акрополя изгибается в южном направлении, чтобы охватить и дворцовый комплекс», – рассказал Николай Овчаров.

В этом археологическом сезоне ученые сумели изучить и датировать защитное сооружение второй половиной ІІІ века до нашей эры. В это время Балканы были частью Римской империи. Из-за нашествий варваров во второй половине ІІІ века, Римская империя начала строить свои основные города с крепостными стенами. Внушительная стена Перперикона шириной в 3 метра построена из огромных каменных блоков. «Впервые в Болгарии обнаружен горный город, укрепленный так солидно, очевидно римские власти прилагали специальные усилия, чтобы защитить его», – дополнил также профессор Овчаров.

«Крепостные стены воздвигнуты так, чтобы охватить самые важные здания, в том числе и существующий тысячелетия и достраиваемый в течение лет священный дворец, – продолжил археолог. – Именно там находится большой алтарь, обнаруженный нами в 2004 году, и о котором мы предполагаем, что это – описанное античными авторами святилище бога Диониса. Исследования в этом году, в ходе которых было сделано открытие, что крепостная стена охватывает и дворец, свидетельствуют об огромном значении, которое дворец имел в скальном городе Перперикон, и что культовый центр должен был быть защищен любой ценой от вторгающихся с севера варваров».

Другая вероятная причина строительства мощных укреплений – это золотые рудники в 3-4 км. от Перперикона, которые считаются крупнейшими на Балканах, а, вероятно, и во всей тогдашней Европе. Очевидно, укрепленный город должен был защищать и их. И еще одна интересная подробность связана с устройством города Перперикон с этого периода. Это – типично римский город с равнин - с улицами, широкими площадями, жилыми и общественными зданиями, храмами. «До сих пор мы не подозревали, что что-то подобное может существовать в горах, на скальном склоне», – отметил Николай Овчаров.

Завершился сезон раскопок священного города Перперикон

© Фото: Венета Павлова

Профессор Николай Овчаров показывает уникальную миниатюрную модель каменной мельницы для помола пшеницы, сделанную около семи тысяч лет тому назад.


На пресс-конференции в Софии он показал и некоторые из самых интересных находок этого археологического сезона. Среди них – отлично отшлифованный каменный жезл, датированный концом V – началом ІV тысячелетия до нашей эры. Историки все еще спорят, имели ли эти жезлы только культовое значение или были использованы и в качестве палиц.

Этим же периодом датирована и уникальная миниатюрная и совсем точная модель каменной мельницы для помола пшеницы. Возможно, что маленькая ручная мельница имела культовое предназначение – как знак почтения к хлебу. Или же это – детская игрушка, сделанная отцом-умельцем. Обнаружены также небольшой топорик с бронзового века, изящная фигурка фракийского всадника и старинный хирургический инструмент с эпохи Античности.

Среди артефактов Средневековья – первое изображение ряженого на болгарских землях (с ХІІІ века). Ряженые (кукеры), переодетые в страшные одежды и маски, исполняли ритуальные танцы, которыми гнали злые силы, боролись за здоровье и плодородие. «Уже доказано, что игры ряженых – наследники древних празднеств в честь Диониса – вакханалий, которые связаны с древними верованиями фракийцев. Подобные ритуалы существуют не только в Болгарии, но и в Северной Греции», – объяснил в заключение археолог Николай Овчаров. 

Перевод Десиславы Ивановой
Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх