43 искусствоведа составляют выставку “Выбор”
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
До конца лета в Софийской городской художественной галерее можно наблюдать выставку “Выбор. 43 искусствоведа – 43 произведения”. На нее куратор Мария Василева пригласила известных болгарских историков искусства различных поколений, чтобы выбрать по одному произведению из богатой коллекции галереи – независимо от периода, в который оно было создано, от жанра и от использованных средств выражения, а они, в свою очередь, подобрали произведения с конца XIX века и до наших дней.
© Фото: Венета Павлова
Иван Милев – “Крали Марко”
Впрочем, Софийская городская художественная галерея – одна из немногих галерей, которые в последние годы располагали средствами для закупки. Это предоставило возможность 43-м искусствоведам, преподавателям, критикам, директорам и смотрителям галерей и музеев, а также представителям неправительственных организаций выбрать из всего многообразия болгарского искусства. Вот почему в экспозиции представлены как классики болгарского искусства, как Златю Бояджиев и Иван Милев, так и совсем молодые авторы, рожденные после 1980 г. А наряду с традиционной живописью, графикой и скульптурными композициями можно увидеть такие современные формы как видео, фотографию и установки.
Любопытен, например, выбор искусствоведа и художника Димитыра Грозданова, с именем которого связаны форумы современного искусства. Вместе со своим коллегой Борисом Клементиевым он остановил свой выбор на одном сверхреалистичном “Натюрморте с перцами”, чей автор, Патрики Сандев (1881-1959 гг.), никому не знаком. А как отметили оба искусствоведа, в первые десятилетия минувшего века он был для многих “планкой художественных достижений” в области портрета, пейзажа, фигурной композиции и особенно натюрморта.
© Фото: Венета Павлова
Патрики Сандев – “Натюрморт с перцем”
“Выбор произведений художников, которые по одной или другой причине остались в тени хранилищ галерей, заставляет нас задуматься над тем, является ли история болгарского искусства, такая, какая она строилась в 80-е годы, авторитетным источником и в наши дни, – отмечает Мария Василева. – И являются ли имена, которые мы иногда по инерции повторяем, действительно самыми лучшими болгарскими художниками, все ли сказано о развитии болгарского искусства, нет ли произведений, которые остались скрытыми в хранилищах галерей по политическим или иным соображениям? Поэтому, я считаю, что мои коллеги, такие как Георги Тошев, Ирина Мутафчиева, Димитр Грозданов выбрали имена, которые были забыты, хотя задача выставки была представить авторов и произведения, которые важны для нашего искусства. То, что они остановились на не столь известных художниках, однако с очень интересными и качественными произведениями, значит, что история болгарского искусства, с сегодняшней точки зрения, должна быть дискутирована и переосмыслена”.
По словам Марии Василевой, подобная выставка проводится в Болгарии впервые. Каждое произведение сопровождает мотивация селекционера, почему он остановился на конкретном авторе и именно на избранном произведении, и какое значение они имеют для болгарского искусства. Таким образом, композиция является “моментальным фото” того, как изменяется интерпретация художественных фактов.
“Моментальное фото – такое, каким мы его видим на выставке “Выбор”, показывает, насколько в действительности обширен художественный пейзаж и как он приобрел новые формы и средства выражения. Картина действительно живая. Что мы делаем в Софийской городской художественной галерее уже много лет, так это мы показываем как все эти классические и современные средства сожительствуют спокойно в одном общем пространстве. Важно, чтобы послание, которое художники хотят отправить публике, было ценным и осмысленным”.
© Фото: Венета Павлова
Надежда Олег Ляхова – из цикла “Софийские львы” – дигитальное изображение на полотне
Одна из целей выставки – пролить свет на профессию искусствоведа, на сегодняшний день не особо престижную и скромно оплачиваемую. Но, именно благодаря специалистам в данной области, их эрудиции и исследовательскому труду и обогащается история искусства. Хотя представлены лишь 43 произведения, экспозиция ставит различные вопросы и может стать поводом для будущих исследований. Вот один пример: “Существует один период, который ясно исследован, теоретизирован, анализирован, – объяснила Мария Василева. – Это период болгарского модернизма начала XX века. То, что осталось в кромешной тьме, так это период искусства 70-х–80-х гг. минувшего века. Уже прошло время, в которое мы пытались оставить позади этот период, связанный с социалистическим прошлым и с тоталитарной системой. Мы попытались после него сотворить много новых вещей. Сейчас уже наступил момент посмотреть серьезно на 70-80-е годы и объективно анализировать, что именно происходило тогда. Потому как существовало много качественных произведений, интересных художников, которые определенно заслуживают нашего внимания”.
Перевод Александры Арбековой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България