Артисты болгарского театра на международных подмостках
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Открыв для себя магию сцены наши предшественники осознали, что для театрального искусства границ не существует. Еще в далеком 1865 г. выдающийся болгарин эпохи Возрождения Добри Войников создал в румынском городе Брэила болгарскую группу театральной самодеятельности. В конце ХІХ века первая отечественная профессиональная труппа, наследником которой является театр “Слеза и смех”, предприняла первое зарубежное турне. В течение лет болгарские труппы получали приглашение за рубеж, их коллеги гостили на нашей сцене, но лишь после демократических перемен в Европе в 1989 г. имена деятелей болгарского театра стали частью программы зарубежных театров. Западная публика относится с большим интересом к работам стран, которые до недавнего времени находились за Железным занавесом. В связи со Всемирным днем театра 27 марта наша коллега Лина Иванова встретилась с Николаем Йордановым, театроведом и исполнительным директором Международного театрального фестиваля “Варненское лето”, который проводится каждый год в причерноморском городе Варна, и поговорила с ним на эту тему.
“Большая часть болгарских режиссеров реально работает в интернациональном контексте. Мы уже не можем сказать, что они создают свои работы только в Болгарии. Лучшие болгарские режиссеры прочно устроились в театрах за рубежом. Примером этому является Димитр Гочев, который еще до перемен уехал в Германию и вписался в ее театральную среду. Когда мы приглашаем его в Болгарию, продолжает свой рассказ Йорданов, ‒ он приезжает с продукциями Дойчес театр, Талия театр, Фольксбюне, где он работает. Димитр Гочев удостоен престижных театральных наград в Германии и находится в рейтинге первой десятки лучших немецких режиссеров. Его профессиональным попутчиком является актер Самуэль Финци. Независимо от того, что он иногда приезжает в Болгарию на съемки, он также – один из ведущих и самых интересных актеров немецкого театра”.
© Фото: Томас Аурин
Самуэль Финци (Неоптолем), Димитр Гочев (Филоктет) и Йозеф Бирбихлер (Одисей) в „Филоктет” Хайнриха Мюллера, реж. Д. Гочев, Фольксбюне - Берлин, Германия, 2007
В Германии долгие годы работают и режиссеры Иван Станев и Иван Пантелеев. В начале 90-х годов и Франция открыла для себя болгарских театралов. Тогда, по мнению Николая Иорданова, огромный интерес вызвали гастроли новаторов Маргариты Младеновой и Ивана Добчева. Режиссерский тандем получил приглашение поставить спектакль с французскими актерами и последовавший успех открыл двери и другим болгарским именам как Воскресия Вихырова с ее театральной программой “Быт”:
“Она обрела огромную популярность, ‒ рассказывает Николай Йорданов. – Не только среди болгарских культурных кругов, но также получила отзывы и приглашения из разных стран мира. Недавно был замечен и Галин Стоев.
© Фото: Анук Лутен
“Levin Sketch” - Ханох Левин, реж. Галин Стоев, Театър BAFF - Антверпен, Белгия, 2009
Еще после первых своих спектаклей он получил предложения, несмотря на свою молодость. Решающим для него оказался спектакль, поставленный в Скопье “Антигона в Технолэнде”, который гостил на сцене фестиваля “Варненское лето”. Этот спектакль был действительно очень интересным и провокационным, затем последовали другие приглашения. Внимание заслужила и режиссура Лилии Абаджиевой, звезда которой взошла в 90-е годы. Пьеса “Гамлет”, поставленная с ее точки зрения, вызвала фестивальный интерес в ряде европейских стран. Явор Гырдев был замечен в результате своей театральной деятельности во Франции и Германии. В Турции впечатление произвел замечательный спектакль “Буря” по Шекспиру”.
© Фото: Месут Явуз
"Буря” – Вильям Шекспир, реж. Явор Гырдев, Государственный театр – Адана, Турция, 2005
Сильные спектакли в Германии создал режиссер Теди Москов. Успехов на русской сцене добились спектакли Александра Морфова. Годы подряд болгарский спектакль “Шинель” по Гоголю гастролирует по миру, и интерес к нему не стихает. В нем участвуют только двое актеров – Васил Василев и Нина Димитрова. Г-н Йорданов раскрывает тайну их успеха: “В спектакле чувствуется сильная креативность актеров. Он мобилен в любом смысле этого слова, исключительно коммуникативен. Я не имею в виду только то, что актеры готовы выступать на разных языках. А также то, что сама экспрессия их тел, жестов, содействует для сильной связи с любой публикой”.
За океаном также наблюдается сильное болгарское присутствие. Имя режиссера Младена Киселова давно связывается с американским театром. В США он не только ставит спектакли, но и преподает режиссуру и мастерство актера. Сценограф Марина Райчинова несколько раз получала приглашения на работу на американской сцене. Никола Тороманов также оформлял спектакли за рубежом, работая с Явором Гырдевым. С Варненским театральным фестивалем из далекой Австралии связалась болгарка Багряна Попов. Она предложила интересный вариант спектакля “Вишневый сад” по Чехову.
Перевод Миглены Ивановой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България