Богемный Бургас времен социализма
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В своем стихотворении "Порт" (1969 г.) поэт Христо Фотев воспел свое восхищение жизнью в нем. Фотев остался одним из самых вдохновляющих болгарских поэтов новой истории Болгарии и эмблематической личностью для своего родного города Бургас. Он, вместе с рядом своих коллег, интеллектуалов и артистов, содействовал закреплению в конце XX века за черноморским Бургасом славы города поэтов, художников, актеров и музыкантов. А вся магия их богемной жизни и новаторского мышления за гранью клише и социалистических норм происходила в определенных заведениях, которые для них были как "творческие фабрики" – рассказала в интервью "Радио Болгария" журналист Мариана Пырванова.
Сама она в течение многих лет собирала частицы истории того времени по рассказам участников и свидетелей тех славных артистических лет на морском берегу. Результатом ее труда стала книга "Богемные места социализма. Бургас", которая стала своеобразным продолжением книги, посвященной богемным кафе в Софии в годы социализма.
"Бургас был небольшим городом в то время, в 50-е – 80-е годы прошлого века. Но по рассказам людей и письменным свидетельствам я насчитала около 20 эмблематических заведений, из которых около шести сохранились и по сей день. Среди них "Морское казино", отель "Приморец", ресторан "Золотой якорь", известный своими морскими деликатесами, кондитерская "Роза".
К сожалению, почти негде прочитать о жизни в этих местах, а она была очень важной. События в этих кафе создавали некую параллельную жизнь, за гранью казенной и официальной. Это были места для более свободных разговоров, нетрадиционных и новых идей, для их обмена и обсуждения. Увы, та часть тогдашней культурной жизни Болгарии не попадала в прессу. Она хранится в воспоминаниях некоторых людей, бывших прямыми свидетелями и участниками событий и это мой главный источник информации".
Открытая морская ширь и бургасский порт, крупнейший в Болгарии, оказались проницаемой для европейского духа и мировых идей границей. "Культурная жизнь в Европе быстро достигала Бургаса посредством судов, путешествий моряков и интеллигенции", – дополнила Мариана Пырванова. Этому содействовал и пестрый этнический состав города, с многочисленными армянскими и греческими общинами.
"Бургас был местом, где можно было, к примеру, приобрести музыку "Битлз" и вообще современный рок. И только потом она отправлялась внутрь страны".
Этот свободный контакт с внешним миром оказался особенно важен для художников, которые были ядром каждой богемы. У них была информация о новых течениях и именах в искусстве и они были под большим их влиянием, уточнила журналистка. И, невзирая на стандарты, которые навязывали о соцреализме в те годы, им удавалось провести новые веяния в искусстве. "Эта богатая жизнь за стенами дома показывает, насколько прогрессивным и единым был город – благодатная почва для создания открытой и готовой принимать новаторство публики", – отметила Мариана Пырванова.
В поддержку этих слов она напоминает об исторической режиссерской четверке, которая начала работу в Бургасском государственном театре им. Адрианы Будевской в 1957 году. Благодаря начинающим свой путь в профессии Венелину (Вили) Цанкову, Методию Андонову, Юлии Огняновой и Леону Даниелу, бургасский театр впервые в Болгарии дерзнул поставить текст немецкого драматурга Бертольда Брехта, что было неслыханным до тех пор.
Каков Бургас сегодня?
"Бургас, как архитектура, в какой-то степени сохранил свой внешний вид тех лет, но, по-моему, потерял свой артистизм и специфичность. Но я верю, что и сегодня каждый, кто оказывается в городе, ощущает эту дружескую и в какой-то мере домашнюю атмосферу, о которой рассказывают все, еще с середины прошлого века. И в этом большое отличие Бургаса от Варны, которая является намного более серьезным, более суровым, более официальным, если можно так выразиться, городом. Именно это сохранилось в Бургасе и сегодня, что очень ценно".
Перевод Елены Паскаловой Фото: hotelprimoretz.bg, burgas.bg, БНР-Бургас, znaci-bg.comИсточник: http://bnr.bg/