Добри Войников – вечный учитель

Добри Войников – вечный учитель

Дом-музей Добри Войникова находится в центре города Шумен, который помнит многих именитых болгар, внесших свой вклад в развитие города как духовного, политического и экономического центра в период болгарского Возрождения. Любопытный факт из истории Шумена раскрывает письмо хаджи Минаса Пыжишкяна, опубликованного в его путевых заметках «Путешествие в Польшу и другие места», изданных в Венеции в 1830 г. Там армянин-путешественник описал музыкально-театральное представление, посвященное святым Кириллу и Мефодию. «Вечернее зрелище» представили в местном театре в городе Шумен трое мужчин и, по оценке автора, это считалось чем-то традиционным. Это первый сохранившийся документ о подобном гражданском чествовании в Болгарии.

Также в Шумене появился один из первых болгарских домов культуры (читалиште) в 1856 г., там было сыграно первое болгарское театральное представление, был основан первый городской оркестр. В историю города вписано еще много первых культурных событий, большая часть из которых связана с именем Добри Войникова. Музейная экспозиция в его доме хранит документы, рукописи, предметы, театральные костюмы, напоминающие о его многосторонней деятельности.

Добри Войников – вечный учитель

Красимира Чалыкова, смотритель музея и пламенный почитатель и исследователь его дела, рассказывает: «В первую очередь, он был деятелем просвещения – учителем, и в этом качестве совершил несколько своих первых «революций» – ввел линейную нотацию, заменяя невмы и установив европейский стиль преподавания.

Добри Войников – вечный учитель

Написал некоторые из своих первых учебников по истории, грамматике. Он не любил менторские методы, популярные в то время, а проводил интересные беседы, полностью ориентированные на интересы учеников и буквально очаровывал их предметом, который преподавал. Еще со школьного возраста Войников был талантливым музыкантом. Он был в числе первых участников первого болгарского оркестра европейского типа, который основал в Шумене дирижер Михай Шафран (1850 г.). Когда Шафран уезжал из города, он передал дирижерскую палочку именно Добри Войникову, который стал первым болгарином, дирижировавшим подобным оркестром.

Добри Войников – вечный учитель

Впоследствии Войников расширил свой кругозор. Он открыл для себя театр, музыку как средство пробуждения национального самосознания. Известно, что Войников был среди актеров первого театрального представления. В румынском городе Брэила, где он оказался в 1864 г., основал театральную труппу, которая сыграла первые болгарские исторические драмы, написанные им. Там он увлек многих болгарских эмигрантов – членов революционных отрядов, интеллектуалов… Среди них был и Христо Ботев, который стал одним из актеров его театральной труппы. Добри Войников сформировал первое национальное театральное объединение, пригласил и первых болгарок-актрис. По сути, в сфере искусства, культуры и педагогики Войников работал для осуществления идеи национального освобождения. Без оружия, без кровопролития, ему удалось спасти много душ от невежества, помогая им осознать свою национальную идентичность. Здесь надо вспомнить и Николу Странджата, у которого собирались болгарские эмигранты-заговорщики, прототипы произведения Ивана Вазова «Изгнанники». В лице Владикова очень легко угадать черты образа Войникова. Известные предводители революционных отрядов Хаджи Димитр, Стефан Караджа также участвовали в представлениях. Неслучайно песни, написанные Войниковым, звучали и во время сражений. Повстанцы реально вынесли на своих плечах борьбу за свободу, но за ними стояли такие личности как Войников».

Добри Войников – вечный учитель

После мытарств по разным городам в поречье Дуная, в 1875 г. Войников вернулся в Шумен, где застал «теплящуюся» театральную и культурную деятельность, которую он возродил, по оценке Красимиры Чалыковой. Его супруга стала первой женщиной, осмелившейся появиться на театральных подмостках в нашей стране и стать актрисой. Больше всего играли его пьесу «Ложно понятая цивилизация», популярная по сей день.

Добри Войников – вечный учитель

«Он был очень скромным тружеником, – отметила также Красимира Чалыкова. – Считал свои произведения ученическими работами. Современные ученые также с легкостью находят в них недостатки. Но их достоинства в культурной революции, которую он совершил. Он переложил на ноты народную музыку, сочинял школьные песни. Впервые ввел многоголосное пение в школе, основал первый школьный многоголосый хор. Его заслуга не в совершенстве произведений, а в их сути. Он осознал огромную силу искусства, для него музыка и театр были неделимы и имели общее послание. Он был и автором, и сценографом, и режиссером, и актером. Его песни звучали и в пьесах, и в антрактах. Все это он использовал как вспомогательные средства в своей преподавательской и просветительской деятельности. Мне кажется, он остался вечным учителем. И сегодня он учит нас быть хорошими людьми, хорошими соседями, быть скромными, любить свое отечество и всегда возвращаться на родину».

Перевод Елены Паскаловой

Фото: museum-shumen.eu

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх