Елена Панайотова о прикладном театре как инструменте образования
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
В прошлом году фотовыставка "Вдали от Африки" Елены Панайотовой и Атанаса Кынева объехала ряд городов в Болгарии и получила премию "Пловдив"-2023 за исключительные достижения в сфере "аудиовизуального искусства и фотографии". В данный момент выставка представлена в расширенном варианте, полноте и замысле в софийской галерее "Средец" Министерства культуры, где продлится до конца января.
Десятки цветных изображений показывают аспекты работы по программе "Артисты детям", продюсированной Фондом "Ден-Гри" и руководимой Еленой Панайотовой 15 лет в Болгарии (2002-2017) и 6 лет в Африке (2011-2017).
К программе были привлечены более 5000 детей и юношей, лишенных родительской заботы, и свыше 300 артистов из двух континентов, а в 2016 г. программа стала одним из восьми проектов из поданных 1800 со всего мира, поддержанных ЮНЕСКО за вклад в культурное разнообразие в мире. Экспозиция в Софии дополнена изображениями театрального фотографа Ивана Дончева и Марии Ангеловой, которые запечатлели моменты работы артистов и детей на месте, откуда программа стартовала в начале нового века – среди красот родопского села Широка-Лыка.
"Магия этого места зарядила весь путь программы. Все наши фестивали были по мотивам мультикультурных сказок, с профессиональными костюмами и каждый год у детей была возможность играть представления под открытым небом, среди сотен людей в публике, они становились видимы и испытывали такую радость посредством театра, что это становилось школой жизни. Потому что мы учимся через пережитое. Эта магия помогла нам найти и второго спонсора, который содействовал реализации программы и в Кении", - рассказала в интервью "Радио Болгария" Елена Панайотова.
Результаты и пользу от артистических практик она описала подробно и в своей книге "Прикладной театр. Теория и практики от Болгарии до Африки", которая была представлена 22 января в галерее "Средец", в рамках экспозиции. Она основана на ее диссертации по этой теме и двух десятилетиях личного и профессионального опыта на двух континентах.
"Она, скорее, служит для вдохновения и дает отправную точку. В теоретической части рассмотрено много тенденций, объясняется, что значит "прикладной театр". И я, и моя команда учились на своем опыте и оказалось, что мы были частью мирового течения прикладного театра и создали уникальную болгарскую модель, которая вносит свой вклад в это течение. В книге рассматриваются тенденции вовлечения искусства в раннее прогрессивное образование в Америке и Европе, показаны техники и разные методы, так как очень важна тема интеркультуры и мультикультурализма".
"Прикладным театром" называются все практики, которые появляются, когда артисты проникают в пространства, нетипичные для театра, пояснила также Елена Панайотова.
"Этот вид театра "приходит" в тюрьмы, социальные дома, появляется плейбек-театр, театр о сексуальном здоровье, "Театр угнетенных" в 70-е годы в Латинской Америке Аугусто Боаля имел огромное влияние и в Европе. Публика в них не просто смотрящий потребитель представления, она участвует в нем. То есть разрушена граница между артистом и зрителем, чтобы публика получила власть путем участия в процессе и люди могли получить некие рефлектирующие решения вопросов и ситуаций, которые их волнуют. Эти практики не работают с готовой драматургией, а со случаями из жизни или конкретной ситуацией".
Основываясь на своем опыте, Елена Панайотова категорически заявляет, что необходимо сделать, то, что уже есть в Европе, - чтобы министерства образования и культуры совместно содействовали тому, чтобы театр был воспринят и в сфере образования. По ее оценке, важно ввести дисциплины для обучения театральных педагогов и поддерживать преподавателей и артистов, которые желают работать в этом поле.
Перевод и публикация: Елена Паскалова
Источник: http://bnr.bg/