Фестиваль «София Фильм Фест» глазами Пьера Анри Дело – председателя международного жюри

Фестиваль «София Фильм Фест» глазами Пьера Анри Дело – председателя международного жюри

В воскресенье, 14 марта, был закрыт 14-й международный фестиваль «София Фильм Фест». Гран-при в международном конкурсе первых или вторых кинофильмов завоевала российская картина «Одна война» режиссера Веры Глаголевой. Специальное отличие жюри было присуждено копродукции Аргентины, Испании и Франции «Последнее лето «Ла-Бойиты» Хулии Соломонофф. Приз за режиссуру заслужил сербский фильм «Жди меня, я точно не приду» Мирослава Момчиловича. Представленный уже на множестве фестивалей фильм молодого болгарского режиссера Камена Калева «Восточные пьесы» завоевал два отличия – приз жюри и приз «Кодак» за болгарский художественный фильм. В качестве лучшего документального фильма был отличен «История кухни» словака Петера Керекеша – копродукция Словакии, Чехии, Австрии и Финляндии, а награда «Джеймсон» за болгарский короткометражный фильм была присуждена Николаю Василеву, режиссеру картины «Сказки». Фильм «Неправильные молитвы» турецкого режиссера Махмута Коскуна получил награду «No Man’s Land» за лучший балканский фильм. Престижное отличие ФИПРЕССИ, вручаемое кинокритиками, было присуждено Альваро Брехнеру за испано-уругвайскую продукцию «Плохой день для рыбалки».

Председателем международного жюри в конкурсе первых или вторых фильмов был Пьер-Анри Дело, основатель и селекционер на протяжении многих лет «15-дневки режиссеров» на фестивале в Каннах. Дело является также создателем международного фестиваля телевизионных фильмов FIPA в Биарице, Франция. Но два года тому назад он отказался в связи со слабым интересом телеканалов в Европе к зарубежному неамериканскому кино: «80% картин, которые мы смотрим по телевидению, являются или американскими, или национальными, и присутствует совсем небольшое число фильмов из соседних стран в Европе, ‒ говорит Пьер-Анри Дело. – На данный момент мы пытаемся создать объединенную Европу, но не можем увидеть фильмы наших соседей, чтобы узнать больше о них. Невозможно посмотреть по французскому телевидению болгарский или румынский фильм, например, под предлогом, что они не привлекут зрителей. Я не могу сказать ничего о частных телеканалах, они делают, что считают необходимым. Но общественные телевидения, по меньшей мере, во Франции, были задуманы с идеей принести мир в дом француза, открыть перед ним новые горизонты, ознакомить его с разными языками, и посредством этого научить его толерантности».

Поэтому Пьер-Анри Дело высоко ценит фестиваль «София Фильм Фест», где можно увидеть широкий спектр восточно-европейских фильмов, произведения из балканских стран, из района Кавказа, фильмы которые редко присутствуют на других фестивалях. По его мнению, это одна из сильнейших сторон кинофестиваля. «Нет смысла пытаться включить большие американские или французские фильмы в конкурсную программу этого фестиваля, ‒ считает Дело. – Уже существуют такие фестивали в Каннах, Берлине, Венеции, которые показывают именно такие кинокартины, и за пределами их селекций почти не остаются знаковые фильмы из ведущих в области кино стран. Поэтому остальные фестивали должны найти свою нишу, открыть наши глаза для менее известных кинематографов, для новых поисков. Им лучше сориентироваться на первые или вторые произведения новых имен в кино, чем к уже утвердившимся мастерам. Первые фильмы режиссеров из небольших стран обычно более ценны, чем фильмы их собратьев из богатых государств. Просто потому, что их авторы должны бороться, чтобы обеспечить финансирование, а это требует ужасно много времени и, в конечном итоге, когда дела дойдут до реализации фильмов, их творцы уже стали мудрее».

Пьеру-Анри Дело нравится формула фестиваля «София Фильм Фест» с его разнообразной конкурсной и внеконкурсной программой – ретроспективами утвердившихся мастеров, а также и актуальным взглядом на последние награжденные на больших кинофестивалях фильмы, на первые фильмы молодых творцов, на фильмы со всех краев мира, документальное, художественное и анимационное кино.
Пьер-Анри Дело с удовольствием констатирует, что в целом уровень конкурсных художественных фильмов на фестивале «София Фильм Фест» был высоким. Наиболее сильное впечатление на него произвел фильм «Одна Война» Веры Глаголевой. Фильм основывается на действительных событиях, связанных с драмой женщин, родивших детей от немецких оккупантов, и самих детей в конце Второй мировой войны.
«Этот фильм исключителен, ‒ утверждает Дело. – Я восхищаюсь мастерской камерой, умению вести повествование. В качестве дебюта, эта кинокартина, на самом деле, поразительна».
На селекционера Дело произвел сильное впечатление и болгарский фильм «Восточные пьесы» Камена Калева, которого он считает бесспорно обещающим режиссером.
«Фильм рассказывает о растерянности и беспутности многих молодых людей сегодня, и это касается не только Болгарии. Насколько правдив этот фильм, доказывает и смерть непрофессионального актера, играющего главную роль в нем. Немного после съемок он умер от передозировки наркотиков».
На фестивале отличие за вклад в киноискусство получили известные режиссеры Сергей Соловьев из России, Джулиано Монтальдо из Италии, Ян Троель из Швеции и Тони Палмер из Великобритании, а также болгарский композитор Божидар Петков. Они были удостоены Приза Софии.

Перевод Марии Атанасовой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх