Филигрань – искусство, традиция, ремесло на грани забвения
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Чтобы стать настоящим мастером, необходимы талант, преданность делу и много лет упорного труда, которые превратят уникальный почерк творца в частицу традиции, которая была и останется и после него. Сегодня, когда наше общество подвластно быстрой и легкой жизни, все больше старинных болгарских ремесел находятся на грани исчезновения. Мастеров просто нет. Нет и молодых людей, которые заплатили бы своим временем, чтобы унаследовать их.
Одно из этих ремесел – ювелирное дело и, точнее, изящная ювелирная техника филигрань. Этимология слова происходит из латинского filum- "нить" и granum – зерно и представляет собой изящное переплетение или скручивание тонких, гибких серебряных или золотых нитей (проволоки), при помощи чего достигается эффект нежного декоративного ажурного узора, наподобие кружева. Это проволока спаивается в местах контакта друг с другом, или же припаивается на металлический фон из золота или серебра. Филигрань можно увидеть, как на украшениях, серьгах, колье, диадемах, так и на бокалах, подносах, пряжках, ремнях и рамках.
"Эта техника требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, весь процесс – это ручная работа", – заявила в интервью БНР мастер-ювелир из Берковицы Цеца Дамянова. По ее словам, техника известна с глубокой древности, а на болгарских землях она появилась около 3000 лет до н. э. В эпоху Средневековья филигрань была исключительно развитым ремеслом, у мастеров было чутье к деталям, поэтому их произведения были широко распространены в церковной утвари. Позднее украшения, изготовленные в этой технике, носили граждане как признак положения в обществе. Одни из самых изысканных и дорогих ювелирных изделий в Болгарии делали из чистого серебра и позолоты мастера Чипровской школы, а после Возрождения они приобрели популярность во всей Европе.
"Эта техника исключительно сложная, и необходимы годы, чтобы мастер мог создать красивое украшение с его личным почерком", – рассказывает Цеца Дамянова.
Сама она начала заниматься филигранью более 60 лет назад. В своем родном городе она была частью кооперации “Сувениры и украшения в Берковице”, созданной в 60-е гг. прошлого века воспитанником Чипровской школы Теодором Спасовым, которая объединяла почти 200 мастеров-ювелиров.
Сегодня членами объединения являются всего десяток ювелиров, а интереса со стороны молодых к этому искусству нет. Кстати, единственная средняя школа в Болгария, в которой есть специализированный класс по профилю "Ювелир", находится в Пловдиве. За почти два десятилетия сотни детей имели шанс получить первые знания и умения, изучив тонкости этого все более элитарного и красивого ремесла.
Недавно нынешние воспитанники профиля получили уникальную возможность прикоснуться и к филиграни, благодаря немногим оставшимся мастерам в Болгарии – Стефану Стефчеву, Албене Стефчевой и Цеце Дамяновой.
"Я очень обрадовалась, узнав, что в Пловдиве есть класс, обучающийся ювелирному искусству. Это молодые люди, которые хотят освоить ремесло, интересуются, обучаются, привносят современные нотки в технику филиграни и, в результате, получаются очень красивые произведения. Таких детей нужно поддерживать", – заявила Дамянова.
На мастеров произвели впечатление энтузиазм и усердие молодых людей. С помощью опытных ремесленников они сумели создать серьги и серебряные подвески в технике, которую, возможно, им негде будет увидеть.
Если и вы проявляете интерес к старинным болгарским ремеслам, то можете посетить Региональный этнографический музей в Пловдиве, где с 27 июня по 3 июля пройдет традиционная “Неделя ремесел”.
Составил: Весела Крыстева (использовано интервью Лили Големиновой, БНР-Радио София)
Источник: http://bnr.bg/