Глаголица и протоболгарское руническое письмо в картинах

Глаголица и протоболгарское руническое письмо в картинах

Региональный исторический музей в г. Пазарджик, основанный в 1911 г., – один из старейших в стране. Так, в канун наступления 2012 года одним из акцентов, ознаменовавших 100-летнюю годовщину, стала выставка „Глаголица и протоболгарские руны” художника Павлина Петрова.

В организации этого мероприятия принимала участие Ассоциация развития искусств и ремесел „7”. В залах музея были представлены 25 произведений, созданных в 2008 году и впервые показанных в Актовом зале Софийской духовной семинарии в связи с чествованием 1 ноября – Дня возродителей народного духа. Сделано это было, оказывается, вовсе не случайно. По этому поводу своими мыслями поделился сам художник.

Глаголица и протоболгарское руническое письмо в картинах

© Фото: личный архив


„Цель выставки – в наибольшей степени возбудить интерес публики к нашей истории, чтобы мы гордились своим родом и принадлежностью, – сказал Павлин Петров. – Болгары нуждаются в поднятии их духа, и я считаю, что подобные экспозиции, которые содействуют ознакомлению и опознанию болгарской истории, помогут нам почувствовать себя еще более гордыми, и это укрепит нашу самооценку как древнего народа Европы”.

Выставка „Глаголица и протоболгарские руны” была представлена на ряде мероприятий, организованных Ассоциацией развития искусств и ремесел „7”,

Глаголица и протоболгарское руническое письмо в картинах

© Фото: личный архив

сопредседателем которой является Павлин Петров. „Охрана, сохранение и популяризация болгарских ремесел, традиций, быта и истории, приобщение детей и юношей к исконным болгарским ценностям и утверждение национальной гордости и самосознания – это главные ценности нашей ассоциации, – считает наш собеседник. – Многим болгарам мало что известно о первой славянской азбуке глаголице, о том, какими были эмблематические символы болгарского народа даже еще до появления его алфавита. Я сам – один из тех людей, которые имеют хорошо развитую зрительную память. Потому и решил, что это один из оригинальных способов представить аудитории часть болгарской истории – посредством картин с изобилием информации. Выставка и впрямь получилась довольно привлекательной и интересно, как для пожилых, так и для детей и учащихся. Картины представляют собой глаголические символы и еще изображения протоболгарских рунических символов и разные конфигурации между ними. Это также монограммы болгарских ханов Кубрата и Аспаруха (правивших в VІІ веке). Подобные монограммы в свое время использовались так же, как сейчас мы пользуемся фирменными знаками. Материалы, с которыми мы работаем, – это дерево, керамика, кожа, текстиль и пр. А рисую я почти целиком на мешковине”.

Любопытство и желание приподнять занавес истории, коснуться славного прошлого болгар и дать нам его частицу сопутствуют Павлину при создании каждого из его произведений, объединенных на выставке „Глаголица и протоболгарские руны”. „В немалой степени дошедшая до нас информация, к сожалению, разрозненная, – говорит Павлин Петров. – Все-таки речь идет о времени более чем за тысячу лет до нас. Я располагал отдельными материалами Национального исторического музея столицы и нескольких региональных музеев. Мне задавали множество сложных вопросов, поскольку люди интересуются и обладают знаниями по данной теме. Да и я обращался к специалистам, и, оказывается, очень мало экспертов, которые могут расшифровать значение протоболгарских рунических символов или же раскрыть нам символику глаголицы. Потому я и продолжаю копить информацию и вести поиск, несмотря на трудности”.

Перевод Петра Григорьева

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх