Художник Валери Ценов: Картину надо начинать с любовью и завершать с благостью

Художник Валери Ценов: Картину надо начинать с любовью и завершать с благостью


Потерянный рай рождает мечту по тому красивому и совершенному миру, по которому страждет душа художника. И словно умилостивленный, в самый последний миг творческой агонии райский сад раскрывает двери – совсем чуть-чуть, настолько, чтобы своими ограниченными человеческими ощущениями артист заглянул туда перед тем, как перенести божественные образы на полотно. Но такая привилегия дается лишь немногим богоизбранным.

Художник Валери Ценов: Картину надо начинать с любовью и завершать с благостью
В картинах Валерия Ценова находишь имагинерную вселенную, испещренную символикой мистических образов. Посредством «Тайных садов» он вводит нас в сакральное пространство своей собственной души, которая стремится к более возвышенному миру. В «Античных морях» он рассказывает сказки древности, а своими женскими образами – духовными, светлыми и чистыми, возвышает нас:

«Символ матери-земли – созидания  , рождения жизни, присутствует в моих женских образах, – рассказал художник. – И вряд ли есть более ярко выраженный архетип, чем этот, потому что все мы рождены матерями и живем на Земле. В женский образ я вкладываю красоту и гармонию наряду с внутренней силой, которая присутствует в самой природе, жизненной энергией, которая сотворяет все вокруг нас и самих нас. Конечно, эти внушения, эмоции и формы выведены еще в античное время, а позднее и посредством канона православной иконы».

Именно в лике Богородицы художник открывает тот духовный элемент, который в ранние творческие годы привел его к иконе. В начале нового тысячелетия он провел месяц в тихой обители Святой горы, где писал образы святых для своей выставки «Прикосновение к Афону». А вскоре после этого ему предложили написать икону Святого Клавдия для одной часовни в Безансоне и образ Святого Иоанна Крестителя в Железной церкви в Стамбуле.

«Икона Св. Клавдия из Безансона создана для французской обители недалеко от швейцарской границы, – уточнил Валери Ценов. – До тех пор его образ не был изображен на иконе, потому что это католический святой. Но так как он жил в VII веке, все же было возможным по канонам православия сделать подобную икону – на основе миниатюр и других описаний его жития. А образ Св. Иоанна Крестителя был написан по заказу Луки Станчева, который многое сделал для болгарской общины в Стамбуле и специально для болгарской церкви Святого Стефана. Икона небольшая и на ней Иоанн Креститель изображен как Ангел пустыни».

Хотя Валери Ценов родился на северо-западе Болгарии, он выбрал своим житейским и творческим убежищем Пловдив – дом для многих художников. Он влюбился в него, будучи учеником художественной гимназии и по сей день античный город раскрывает перед его глазами все новые и новые пласты истории и культуры, вызывающие восхищение. Именно в Пловдиве, где он преподает будущим художникам в академии, он нашел свой аутентичный мир, который наполняет его любовью. Поэтому неслучайны его слова о том, что картина должна быть начата с любовью, чтобы не стать мертворожденной.

«Художник испытывает много эмоций, когда встает перед белым полотном, – дополнил он. – Потому что белое полотно – это хаос, в который он должен войти и создать свое пространство. Но сегодня я бы сказал, что недостаточно картину начать с любовью – она должна быть и завершена с благостью, чтобы осмыслить свое присутствие в реальном мире. Вообще, художник стоит на границе между духовным и земным, и черпает образы из мира идей и созерцательного мышления, которые впоследствии материализует при помощи красок на полотне».

Исключительно ценимый во Франции, сейчас Валери Ценов представляет там свою очередную выставку – в культурном пространстве «Porte rouge» в Страсбурге. Для нее он подготовил картины из циклов «Античные моря» и «Живой мир», объединенные под названием «Пятый элемент».

Перевод Елены Паскаловой

Фото: личный архив

Источник: http://bnr.bg/

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх