Картина «Тайная вечеря» Мрквички показана впервые после целого века забвения
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Эта невероятная картина с таинственной судьбою предстала перед публикой после целого века забвения, чтобы вызвать удивление и восхищение и разбудить воображение публики. Воссоздает она один из самых популярных библейских сюжетов – тайную вечерю, на которой Иисус Христос прощается со своими апостолами. Но самое удивительное то, что речь идет не об очередном шедевре на эту тему, сотворенном кем-то из западноевропейских мастеров кисти, а о не столь известном полотне выдающегося болгарского художника чешского происхождения Ивана Мрквички.
Картина, вероятнее всего, украшала чей-нибудь аристократический салон, после чего по неизвестным причинам была заброшена среди влаги, пыли и плесени. Все же, лет 30 назад, полотно Мрквички «Тайная вечеря» оказалось в частной коллекции пловдивского мецената Димитра Инджова. Он купил картину в ужасном состоянии, и ему пришлось несколько раз реставрировать ее, чтобы восстановить оригинальный блеск произведения. Коллекционер, однако, не захотел поделиться подробностями о том, где и при каких обстоятельствах ему удалось приобрести шедевр Мрквички, который впервые представлен перед публикой в столичной галерее на ул. «Шипка» 6, где Союз коллекционеров на данный момент устроил экспозицию полотен старых болгарских живописцев.
Хотя сюжет полотна часто «эксплуатирован» мастерами живописи, кажется, что «Тайная вечеря» Мрквички не просто изображает эту до боли знакомую сцену, но ставит и другие, более глубокие вопросы. Это особенно касается мистерии вокруг того, кто именно изображен у левого плеча Сына Божьего – несколько женственный в лице апостол Иоанн, или же блудница Мария Магдалина?
«На многих из картин, изображающих Тайную вечерю, Иисус Христос возвышается над всем тленным и материальным, вот почему на столе перед ним находятся всего лишь простая деревянная чаша, несколько пустых тарелок и хлеб, – продолжает свой комментарий коллекционер, подчеркивая, что в нашем случае чаша напоминает о Святом Граале в других интерпретациях, – с богатыми орнаментами, похожая на дорогую царскую чашу. Сам Христос также одет в царственные одежды, на которых видны и богатые украшения», – отмечает Димитр Инджов, напоминая о том, что Иисуса еще называли и «иудейским царем». Также как в шедевре Леонардо, и здесь ни у кого из присутствующих нет ореола. Любопытство вызывают и знаки, видные на заднем плане, особенно один из них, расположенный как раз за Христом. Тут тоже возникает вопрос, это какой-то скрытый ореол или же просто возникает такая иллюзия из-за знака, изображенного на стене.
«Обычно Иуда Искариот сидит где-то на конце стола или же даже, как у Леонардо находится в тени, и он один изображается без ореола, – комментирует очередной новаторский элемент в картине Димитр Инджов. – У Мрквички, однако, он ни на конце стола, ни в тени, а находится как раз за Иоанном /Марией Магдалиной/, стоит в анфасе. Впервые Иуда изображен столь фронтально, почти как и Христос – но только пригнувшийся, сознающий свою вину, а в руках у него мошна, намекающая о тридцати серебряниках, за которые он сдаст Христа».
Пока не ясно когда именно Мрквичка создал это произведение, потому что год на холсте не читается. Коллекционер, однако, предполагает, что нарисована эта картина в Чехии – еще до того, как художник прибыл в Болгарию в 1881 году, чтобы стать одним из основоположников современной болгарской живописи. А одно из возможных объяснений факта, что Мрквичка предпочел скрывать свой шедевр, звучит весьма прозаично – он, якобы, не хотел привлекать на себя гнев церкви из-за того, что картина его вступает в противоречие с некоторыми церковными канонами.
Перевод Вили Балтаджияна
Источник: http://bnr.bg/