Катя Зографова: “Ни одна идеология не успела уничтожить любовь болгарина к Вапцарову”

Катя Зографова: “Ни одна идеология не успела уничтожить любовь болгарина к Вапцарову”

7 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения великого болгарского поэта Николы Вапцарова – одного из новаторов в болгарской литературе, человека со сложной и трагической судьбой. Его семья – среди самых известных в г. Банско (Юго-западная Болгария). Его отец – один из полководцев в борьбе за освобождение этого края, который остался до 1912 г. в границах Османской империи. Позднее, он стал в дружеских отношениях с царской семьей. Мать Вапцарова окончила Американский колледж в Болгарии и развивала широкий круг культурных интересов у своих детей. Сам Вапцаров – воспитанник Морского машинного училища в г. Варна. Будучи одаренным живым умом и литературным талантом, он мог бы иметь спокойную и обеспеченную жизнь. Вместо этого он выбрал жизнь рабочего, таким образом, разделяя тяжелый труд, безработицу и бедность со своими героями, чтобы отразить крупные противоречия 20-го века, найти романтику в машинах, выразить свою веру в более справедливый мир. В 30-х гг. ХХ века он становится членом Болгарской коммунистической партии. Во время Второй мировой войны, когда Болгария была союзником Германии, он был среди организаторов антифашистского сопротивления. Он был приговорен к смертной казни и был расстрелян 23 июля 1942 г. 

 

Катя Зографова: “Ни одна идеология не успела уничтожить любовь болгарина к Вапцарову”

Среди книг, изданных по поводу столетия со дня рождения поэта - фототипическое издание его сборника стихов „Песни мотора” с 1940 г., книга „Стихотворения для детей” и документальная сага Кати Зографовой „Никола Вапцаров: новое открытие”. Над ней исследователь работала на протяжении семи лет.

“О Николе Вапцарове были изданы тысячи страниц – и биографических, и анализирующих его творчество, – рассказывает в интервью “Радио Болгария” Катя Зографова, главный руководитель музея имени Николы Вапцарова в Софии. – До начала перемен в Болгарии, в предисловиях к популярным изданиям было написано: “Судьба была жестока к Вапцарову при жизни, и щедра – после смерти”. Звучит красиво, однако, это не правда, потому что, что значит “щедрая судьба”, после того, как Вапцаров был превращен в памятник... Потом, после перемен 1989 г., некоторые липовые Вапцароведы попытались его принизить и подло утверждать, что он не заслуживает находиться на самой высокой строке литературных имен. Болгарин открыл для себя Вапцарова, когда появились его “Моторные песни” в 1940 г., причем, эта книга не была замечена критикой, и не была предложена какой-либо институцией или его левыми единомышленниками. Так что, Вапцаров был обнаружен своими читателями и декламаторами. Это объясняет факт, что ни одна идеология не успела уничтожить любовь болгарина к Вапцарову. Он писал так тепло, и был исключительно гуманен в своем мышлении. Когда мы читаем его стихи, оттуда веет человечностью и некой близостью, даже когда он пишет о самых глобальных проблемах истории. И, именно поэтому, он настолько любим, потому что, как будто, беседует с нами, как с близкими друзьями. Однако он очень глубок, несмотря на кажущуюся простоту, легкость и доступность своих стихов. Не случайно, Вапцаров – среди самых переводимых болгарских авторов. Его стихи были изданы более чем в 40 странах, на более чем 60 языках”.

Никола Вапцаров – единственный болгарин, который был удостоен Международной премии Мира, присужденной ему посмертно в 1952 г. А ЮНЕСКО объявило 2009 г. Годом Вапцарова в честь 100-летия со дня рождения поэта.

“Вапцаров – современный европейский и всемирный поэт, который все более популярен, как я считаю, для молодого читателя, – добавляет Катя Зографова. – Молодое поколение симпатизирует ему особым способом. Молодые люди настроены скептически, они лишены мотивации и не верят ни во что. А Вапцаров в первый момент кажется им невероятно наивным, романтичным, чьи утопии не сбылись. Жизнь все еще не стала “лучше песни, лучше весеннего дня”, как пишет Вапцаров. Так что, молодежь вначале лишь ухмыляется, читая Вапцарова, однако, постепенно начинает к нему испытывать симпатию. Потому что, если в нас нет этой “веры Вапцарова”, глубоко пережитой и выстраданной, следовало бы превратить свои дома в бомбоубежища и ждать конца света. А он показывает отчуждение между людьми, все эти современные процессы омерзения, дегуманизации, сравнивая их с гангреной, проказой. Но вся его жизнь и все его творчество посвящены тому, что мы должны верить в человека”.

Перевод Александры Арбековой

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх