Кинокритик Божидар Манов об эволюции экранного изображения

Кинокритик Божидар Манов об эволюции экранного изображения

Конец апреля 2012 г. Как выглядит программа в одном из столичных кинотеатров? Половина фильмов – в 3D формате. В трехмерной версии можно увидеть и “Титаник”. Очевидно, эта мода становится все более распространенной в кинотеатрах. Об этом всемирном феномене пишет болгарский киновед Божидар Манов в своей книге “Эволюция экранного изображения”.

Она была представлена публике недавно в рамках XVI Международного кинофестиваля “София Фильм Фест”. Получив диплом по двум специальностям, профессор Манов с легкостью анализирует, как технические, так и творческие стороны в развитии Седьмого искусства. Книга – второй и переработанный выпуск, в котором есть новая часть с названием “Аватар в стране чудес. История и эстетика 3D изображения”. Вот что рассказал нам сам киновед:

“Этот вид изображения имеет долгую историю, и немногие знают, что ему 80 лет, однако развивался он медленно, неуверенно и не имел серьезного успеха из-за старой оптико-механической технологии. Но появление цифровых технологий и специализированного софтвера резко повысили его качество. Это объясняет, почему в последние 7-8 лет мы стали свидетелями исключительного бума трехмерного кино во всем мире, а теперь эти фильмы транслируют уже по телевидению. Вот почему было естественно и логично к существующей книге, изучающей экранное изображение с момента его появления в конце XIX века до начала XXI века, добавить новую, третью часть, которая полностью посвящена истории и эстетике 3D изображения. Так была дописана книга “Эволюция экранного изображения”. В ней есть большое приложение с большим числом иллюстраций и справочной информации о фильмах и именах личностей. Я проследил развитие экранного изображения на протяжении его 117-летней истории. Однако мы являемся свидетелями того, что этот эволюционный процесс продолжается, и, вероятно, в следующие годы или десятилетия налицо будут новые практические обстоятельства, которые и подтолкнут меня написать еще одну часть к книге”.

Сегодня экранное изображение создается при помощи различных технологий. Все еще используется старый фотохимический метод. Существуют и некоторые формы магнитной записи. “Бесспорно, в последние 10 лет доминирует цифровая технология, наверное, в 95% случаев, учитывая огромную сеть Интернета. Там – все цифровое. Интернет-экраны практически везде – даже в наших карманах. Это небольшие устройства, которые в любой момент могут показать изображение из любой точки мира, так что нас, в сущности, окружает некая дигитальная визуальная среда”, – указал Божидар Манов.

Где же находимся мы и где наше кино в использовании возможностей новых технологий? Сегодня в стране преобладают дигитальные салоны, много и залов для 3D фильмов. Немало и трехмерных телепрограмм. В магазинах тоже полно 3D телевизоров.

“Наше кино в данный момент сочетает классическую технологию ленты негатив-позитив с цифровой технологией, – отметил профессор Манов. – Я бы сказал, что малая часть художественных фильмов все еще снимается на ленту, а большая часть телевизионных фильмов и почти все документальные ленты снимаются дигитально. Так что мы движемся с известным отставанием, но симметрично мировой тенденции, были сделаны первые попытки в области болгарского трехмерного изображения. Я не говорю о кино, а скорее об экспериментальных клипах в данной сфере. Бесспорно, учитывая отставание, которое касается различных областей болгарской научной, технической и общественной жизни, все-таки мы находимся “в хвосте” процесса, который проходит по региону Балкан. Это после того, как технологическая эволюция произошла сначала в США и в Японии, а затем и в других странах Дальнего Востока”.

Конечно, у каждого нововведения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Большим плюсом является факт, что массовые и доступные цифровые технологии неимоверно освободили независимое кино.

“В Болгарии уже создается независимое кино, т.е. без помощи государственного финансирования. За последний год появилось несколько таких произведений, которые сравнительно успешны в кино салонах, – отметил Божидар Манов. – А отрицательная сторона этого явления, – что массовизация всегда немного походит на ширпотреб. Упрощение технологии дает возможность тиражировать низкокачественную продукцию, ликвидирует преграды между серьезным искусством и суррогатом. И это можно увидеть в продукции, которой заливают рынок известные и неизвестные маленькие компании, рекламные агентства и телевидения.
Это – неминуемый процесс. Однако, я – “за” хорошее искусство, которое использует новые технологии, а не эксплуатирует их.

Перевод Александры Арбековой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх