Константин Штыркелов – несломленный в искусстве
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Даже самую суровую природу Константин Штыркелов рисовал с нежностью. И самую величественную вершину, и самый бедный ручеек он ставил на белый лист, чтобы их образы оставались на вечность. Такие, какие он их видел, без искушения исправить созидание Творца.
Отложенная выставка из-за остановившегося пандемического времени спустила мост между «прежде» и «сейчас», как будто зная, что именно сегодня нам нужно дотронуться до той деликатной струны в нашей душе – хрупкой и устойчивой, какими являются акварели выдающегося болгарского творца. Софийская городская художественная галерея открыла двери своих залов, чтобы отметить 130-ю годовщину со дня его рождения, предлагая нам встречу с пейзажистом и мастером натюрморта, с военным художником и портретистом.
Литературовед Александр Балабанов назвал Константина Штыркелова «Царем акварели», и этот титул сопровождал художника на протяжении всей его творческой жизни.
«Он сын вдовы, бедный творец, – рассказывает куратор Аделина Филева. – Он также одинокий бродяга, который любил путешествовать по стране. Его друг – Григор Василев, говорил, что если когда-то Болгария исчезнет, то мы сможем восстановить ее с помощью его произведений. Штыркелов не искал уюта дома и ателье, а пытался вживую испытать все те нарисованные места. Для него момент войн был трудным, но, с другой стороны, всплывает его образ человека, который любил жизнь и веселые компании. У него было много хороших друзей, он ценил поэзию, песни, хорошее вино. Сам он писал стихи».
Константин Штыркелов родился в 1889 г. в Софии в семье ремесленников. Оставшись рано без отца, будущий художник в 18 лет отправился в Одессу, где стал церковным певцом и жил в монастыре. Но «бедные дни», как он называл их, не производили на него впечатления − он довольствовался лишь куском хлеба и чашкой горячего чая. Именно в России он предложил в книжных магазинах свои первые рисунки и копии известных картин. Год спустя он вернулся на родину и поступил в Рисовальную школу (как тогда называлась Национальная академия художеств в Софии), в класс известного болгарского живописца чешского происхождения проф. Ивана Мырквички.
«То, что художник изучал в Академии – хорошо, но он также путешествовал. Помимо России, он путешествовал по Европе и добрался до Египта, где не просто гулял среди городских пейзажей, а посещал галереи и музеи. И все эти уроки из Художественной академии, от коллег и друзей, от европейских культурных центров, оказали на него влияние – быть более уверенным в своем творчестве и остаться верным своему выбору, не волнуясь модными течениями и некоторыми тенденциями в искусстве».
«Константин Штыркелов очеловечивал природу, – говорит еще Аделина Филева. – Именно среди нее у него были свобода и спокойствие, в которых он мог создавать новые просторы. Первоначально они были только его – он был создателем, он был их обитателем, прежде чем они достигали аудитории. Даже в своих портретах он оставался, скорее, наблюдателем, слегка отстраненным как творец».
Своей десятой выставкой в 1935 году известный художник отпраздновал 25-летие творческой деятельности – последнее большое признание его таланта перед тем, как новая коммунистическая власть с невежеством разрушила авторитет, созданный талантом, трудом и почтенностью. Еще в 1944 г. Штыркелов был арестован «за связи с царской семьей» и брошен в тюрьму, он был лишен столичного жительства, а гильдия художников исключила его из своего творческого союза.Хотя впоследствии художник был в некоторой степени реабилитирован, его последняя выставка в 1959 году была очернена в официальной прессе. Незадолго до своей смерти Штыркелов поделился в письме своему другу Чудомиру: «Остаться верным себе на протяжении 50 лет, жить в самых разных условиях, и все же быть несломленным в искусстве».
Перевод Марии Атанасовой
Снимки: Софийская городская художественная галерея
Источник: http://bnr.bg/