Культура граффити ‒ от крайнего раздражения до толерантного восприятия

Культура граффити ‒ от крайнего раздражения до толерантного восприятия

Рисование и живопись ‒ это один из тех видов искусства, которые порождают споры, как в самих артистических кругах, так и среди публики. Граффити художники, или райтеры, ‒ сравнительно новая часть городской культурной действительности середины ХХ века. Многим может казаться даже неприличным сожительство слов граффити и художник. Но даже сама возможность обсуждения подобной проблематики уже является частью своеобразного творческого процесса.

В последние годы каждый более-менее наблюдательный человек может заметить, что некогда наспех размалеванные, порой грубые и неприличные надписи на стенах некоторых зданий стали заменять весьма удачные, со сложной орнаментикой многоцветные граффити изображения. Реакции на подобное „искусство”, разумеется, разные – от крайнего раздражения до толерантного восприятия и даже попытки проанализировать смысл посланий изображений.

Культура граффити ‒ от крайнего раздражения до толерантного восприятия

© Фото: БГНЕС

„О рисовании граффити можно сказать, что это очень активное искусство, ‒ считает молодая художница Пенка Минчева. – Их преимущество в том, что их можно увидеть на улице и таким образом увидеть легче и быстрей. Есть даже нечто общее с постерами, так как их предназначение ‒ передать какую-то информацию, воспринимаемую одним взглядом. Считаю, что граффити делают это очень успешно. Да и они сами как проявление являются заявкой о каком-то присутствии целого поколения. Я убеждена, что часть таких рисунков может найти место в художественных галереях. Мне доводилось видеть в иностранных галереях проекты, которые, не будучи именно граффити, создаются непосредственно на стене, имея некую связь с этим видом изображения. И в специальностях, изучающих современное искусство, можно выделить время на изучение этого вида, что может породить разные замыслы и привести к изучению граффити. На мой взгляд, можно провести параллель между классическим искусством, которое нам известно, и современным, как граффити. Они могли бы удачно сочетаться в артистической среде галерей. Во внешнем городском пространстве граффити обладают способностью обогащать каким-то образом зрителей, оставляя разные послания. Иногда они требуют их продолжения. Несколько авторов периодически продолжают работу над определенным граффити, что каким-то образом продлевает его жизнь”.

Культура граффити ‒ от крайнего раздражения до толерантного восприятия

© Фото: БГНЕС

Уже с появлением первых граффити в США и странах Западной Европы в 60-70-х годах ХХ века выделились имена художников, превратившихся в идолы для молодежи. „Отцом” граффити художников был провозглашен американский художник Жан-Мишель Баския. Он быстро стал частью несколько странной и необычной своей экстравагантностью культурной реальностью в США.

В наши дни в Болгарии тоже можно перечислить имена художников, проявляющих серьезное отношение к пренебрегаемой до недавнего времени теме о граффити, как искусстве. В начале этой весны в софийской галерее „1908” была представлена самостоятельная выставка быстро приобретшего популярность Насимо, которого считают лучшим граффити-артистом страны. Он занимается произведениями в виде полотен, скульптур, видеоматериалов и позже фото бодиарта. Позже молодого экспериментатора пригласили в Канаду. Это доказывает, что рисование граффити, называемое ранее „уличным искусством”, развивается все более как проявление художественного таланта и творчества, становясь носителем разных посланий.

Культура граффити ‒ от крайнего раздражения до толерантного восприятия

© Фото: БГНЕС

Так в Софии ко множеству разных мнений привел разрисованный за одну ночь Памятник советской армии. Скульптурные группы солдат с оружием в руках были умело разрисованы яркими цветами и преображены в американских героев комиксов. Тогда этот монумент и привлек большое внимание специально приходящих сюда в течение нескольких дней жителей столицы и ее гостей.
„Мне лично понравилось, как это было сделано. Жаль, что привело к скандалам, ‒ говорит художница Пенка Минчева. – Нахожу совершенно уместным оживление произведения искусства, что придает ему другой смысл. Разумеется, это привело ко множеству противоречий, так как новые символы порождены другой культурой и по праву ряд сторонников памятника выразил свое недовольство. Мне этот факт говорит вот еще о чем – о недостатке мест для проявления этих граффити-артистов, желающих проявить себя. Если бы тот же неизвестный автор смог разрисовать копии этих скульптур, то это было чем-то иным”, ‒ убеждена Пенка Минчева.

Потому важно задуматься над проведением какого-то фестиваля или другого мероприятия для любителей граффити. Там можно будет увидеть авторов из Болгарии и других стран, посмотреть, как они работают. Все же, граффити это обычно спонтанное решение, и не случайно избранные места в большинстве случаев будто подходят для этого вида искусства.

Перевод Петра Григорьева

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх