Литературные страницы: Пенчо Славейков – классик болгарской литературы начала ХХ века
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Пенчо Славейков родился в 1886 году в городе Трявна в семье видного деятеля и писателя эпохи болгарского Возрождения Петко Райчо Славейкова. Зимой 1884 года он замерз на реке Марица и тяжело заболел. Несмотря на продолжительное лечение в Пловдиве, Софии, Лейпциге и Париже, Славейков так и не оправился от болезни и всю последующую жизнь ходил при помощи трости, с трудом писал и говорил. Позднее, в одном из своих очерков, писатель признавался, что целых 23 года жил с сознанием того, что наказан и должен страдать.
Свой первый сборник стихов „Девичьи слезы” Славейков издал в 1888 году. Это краткие произведения, которые были написаны под сильным влиянием немецкого поэта Генриха Гейне. Неудовлетворенный своим творческим дебютом, Славейков сам уничтожил весь тираж. В 1892 году в журнале „Мысль” появились первые редакции поэм Славейкова „Фрина”, „Сердце сердец”, Успокоенный”, „Cis moll”. Он изучает философию в Лейпциге, где находится с 1892 по 1898 годы. В это время активно сотрудничает с литературной печатью в Болгарии. По возращении на родину работает учителем, директором Народного театра и директором Народной библиотеки. Редактирует журнал „Мысль”. В 1911 году министр народного просвещения уволил его с должности директора Народной библиотеки. Глубоко огорченный, Славейков покидает Болгарию и уезжает в Италию. В мае 1912 года, в маленьком курортном городе Брунате, Пенчо Славейков скончался. Из-за преждевременной смерти поэта предложение переводчика его стихов на шведский язык, профессора Альфреда Йенсена, удостоить Славейкова Нобелевской премии к рассмотрению принято не было. В 1921 году тленные останки писателя были перезахоронены в Болгарии.
© Фото: архив
Пенчо Славейков (на фото первый справа налево) - один из идеологов литературного круга "Мысль" вместе с генильным лириком Пею Яворовым, писателем и драматургом Петко Тодоровым и критиком д-ром Крыстю Крыстевым
Творчество Пенчо Славейкова появляется в болгарской литературе, когда главные задачи, поставленные перед Болгарским возрождением – формирование национальной идеологии, которая осмыслила бы историческую судьбу и утвердила основные ценности болгарского мира, - уже исполнены в произведениях Христо Ботева, Ивана Вазова и отца Пенчо Славейкова - Петко Славейкова. В конце ХІХ-начале ХХ века Болгария уже не смотрит только на свое прошлое, но и на настоящее, на другие народы и культуры, желая найти свое место в этом мире. В литературе этого периода на первый план выходят вопросы, связанные с индивидуальным бытием личности. Литература уже не рассматривается как моральная инстанция и публичная трибуна, с которой должны быть оглашены вопросы, связанные с общественной жизнью нации. Гражданскому долгу творца служить своему народу противопоставляется иное представление об искусстве, которое должно рассматривать, прежде всего, проблемы духовной жизни отдельной личности. В этом эстетическом переломе идеи о человеке и мире важное место заняло творчество Пенчо Славейкова. В нем отразились основные направления литературного процесса того периода, а именно обращение к достижениям европейской литературы и философии, выход из тесных рамок национальной проблематики и обращение к универсальным и общечеловеческим проблемам при осмыслении судьбы личности, интерес к внутреннему миру творца и ярко выраженный индивидуализм противопоставляющийся коллективизму эпохи Возрождения.
Одним из первых манифестов нового эстетического сознания стала книга „Эпические песни”. Она претерпела несколько изданий, последнее из которых датируется 1907 годом. Тема о творце и миссии искусства, об отношении человека к идеальному, о путешествии духа через временное к вечным ценностям являются связующей нитью, которая проходит через отдельные тексты сборника. В „Эпических песнях” человеческая жизнь осмысливается через призму вечных вопросов о жизни и смерти, страдании и любви. Центральное место в них занимает мотив о страдании. Пантеон великих трагических фигур в мифологии и искусстве (Прометей, Бетховен, Ленау) служат Славейкову для создания большой поэмы о человеческом страдании, для осмысления трагизма и оптимизма бытия. Талант творца увиден как двусмысленный Божий дар, он возвышает человека, но в то же время обрекает его на горькие прозрения, на тяжелые страдания. Одна из поэм, вошедших в книгу „Эпические песни” отличается особым драматизмом и мощной силой внушения. Она называется „Cis moll”. В ней через страдания великого композитора Бетховена Славейков осмысливает большой вопрос о миссии человека искусства. В передаче звучит фрагмент этого произведения в переводе Анны Ахматовой:
... Тень смерти над художником витала,
и холодом пахнула на него,
но гений и души его хранитель
отвел удар... И вот Бетховен встал,
и поднял голову, и хмуро глянул
через окно на звездный небосвод.
"Так близок мой покой! Но сердце жаждет
Такого ли покоя? Избавленья?
Покоя в смерти?! Или малодушье
о нем мне шепчет льстивым голоском?
Где ж гордое сознание, что есть
величье в человеческом несчастье?!
Да, ты слепой! Гомер был тоже слеп,
но в слепоте своей яснее зрячих
он все, что было тайным, увидал.
Так, значит, не в зрачках таится зренье,
а в сокровеннейшей святыне сердца.
И я оттуда слышу отзвук чудный, -
быть может, стонет так душевный хаос?
Рыданье ли то сердца моего
иль первый трепет мыслей неизвестных,
но гордых, зародившихся во мраке -
которым бог назначил новый путь?..
Нет! Нет! Он жив, тот всемогущий дух,
а с ним и я в искусстве существую...
Утрата одного лишь только слуха
не может уничтожить идеал,
поддержанный тем Слухом Высочайшим.
Через него я ощущаю пульс
всей буйной жизни естества земного.
Не он ли в сердце у меня трепещет?
Не оттого ль оно страдает так?
Вся жизнь его в мучениях тяжелых...
Лишь в тайном этом слухе обрету
для новых чувств неслыханные звуки,
чтобы искусство ими обновить..."
Так вот какой достигла высоты
великая душа в великой скорби!
И унесен взлелеянной мечтой
в ее полет, он за свое творенье
заброшенное снова принялся.
И все забыл, и всех забыл на свете.
В гармонии, и дивной, и могучей,
столкнулись звуки стройно и слились
в мятежный рой, летящий с новым роем,
как языки пожара. И от них
горячим вновь повеяло дыханьем...
А смертные оковы, что душа
отбросила так гордо, что звенели
мучительно, как отзвук дальней бури,
где-то замирали вдалеке...
В могучем хоре молодого гимна
дыхание высокого покоя
затрепетало - гордый дух воскрес.
© Фото: архив
В конце 1907 года в свет вышел еще один сборник стихотворений Пенчо Славейкова „Сон о счастье”. Жанрово этот сборник – противопоставление „Эпическим песням”, вышедшим в том же году. В отличие от эпического представления о личности, переживающей острый внутренний конфликт и вовлеченной в напряженную внутреннюю событийность, внутренний мир человека в „Сне о счастье” раскрыт посредством созерцания и мечтания как состояния души. Радость от простых вещей, достижение гармонии и красоты как в бескрайнем и непознанном, так и в маленьком и обычном, занимают центральное место в этих стихах. Заглавие сборника „Сон о счастье” очень точно выражает мудрый поиск истинных ценностей. Уравновешен и эмоциональный облик сборника, в нем одинаково присутствие скорбных интонаций, восторга от красоты природы и возвышающей силы любви. Открывает сборник стихотворение „Ни ветерка, ни дуновенья”.
Ни ветерка, ни дуновенья,
Ветвей недвижима краса,
Тверь голубую отразила
Рассвета ясная роса.
Иду по утренним полянам:
Легко дышать, светло идти!
В моем веселом сердце зреет
Мечта о радостном пути.
Счастливый путь, счастливый отдых,
Вечерний час в родном краю,
Где я в желанном сновиденье
Мой сон о счастье узнаю.
перевод В Луговского)
© Фото: архив
Д-р Альфред Йенсен и его предложение о присуждении Нобелевской премии Пенчо Славейкову. 30 января 1912 г., Стокгольм
В сокровищницу болгарской литературы вошла и оставшаяся незавершенной эпопея о национально-освободительной борьбе "Кровавая песня". Последним же опубликованным при жизни произведением была книга "На острове блаженных", которая стала настоящим художественным и жанровым синтезом творческих усилий поэта. Стихотворения Славейкова создают особое мироощущение. Его взгляды находят свое продолжение и новую жизнь в символических прозрениях о человеке и в лирике двух талантливых болгарских поэтов Димчо Дебелянова и Николая Лилиева, которым мы посвятим отдельные «Литературные страницы».
Дополнительная информация
- Источник: Радио България