Литературные страницы: Светослав Минков – самый эксцентричный болгарский писатель-классик, „отец” болгарской фантастики

Литературные страницы: Светослав Минков – самый эксцентричный болгарский писатель-классик, „отец” болгарской фантастики

Сегодняшний выпуск „Литературных страниц” будет посвящен одному из самых эксцентричных болгарских писателей. Его творчество ‒ одно из самых интересных явлений в болгарской литературе в период между двумя мировыми войнами. Светослав Минков. Художественный мир этого писателя настолько самобытен, что многие исследователи считают его творцом-одиночкой в болгарской литературе, у которого не было ни предшественников, ни последователей. Имя Светослава Минкова связано и с началом болгарской фантастической прозы. Его творчество всегда уважали, но никогда оно не было широко популярным.

Светослав Минков родился 12 февраля 1902 года в небольшом провинциальном городке Радомир. Здесь он вырос с еще двумя братьями и сестрой. Его отец, подполковник Костадин Атанасов Минков был храбрым воином и строгим человеком, с железными принципами. Он мечтал создать потомственную фамилию болгарских офицеров, которые честно и преданно служили бы отечеству. По этой причине все трое сыновей были отправлены учиться военному искусству за границу. Самый младший, Светослав, маршировал по плацу военной школы Вайскирхена, в Австро-Венгрии. Однако военная униформа не была идеалом будущего писателя. Он действительно будет сражаться всю жизнь, но не оружием, а словами. В кадетской школе Светослав Минков столкнулся „с ужасающей прусской дисциплиной”, которая, по его словам, была „высшей школой превращения в идиотов”, и которую он не смог пройти. Так Минков вернулся в Болгарию, где продолжил учиться в столице, во Второй мужской гимназии. По ее окончании некоторое время изучал филологию в Софийском университете, но вскоре по совету родственников отбыл в Мюнхен. Там он стал студентом торгово-финансовой академии. Однако торговлю он приравнивал к казарме, поэтому очень скоро забросил ее и стал посещать лекции по истории искусства. Это были самые беззаботные годы в жизни писателя. Он часто бывал в модных на тот момент кафе, развлекался с местной богемой. Как и следовало ожидать, из Германии Светослав Минков не вернулся с дипломом о торговом образовании, зато был полон идей „черного романтика” Густава Майринка.

Творчество Светослава Минкова делится на два периода – ранний и зрелый. Первый тесно связан с таким жанром как „черный романтизм”, а второй – с гротеском и сатирой. Сам Светослав Минков стеснялся своих первых рассказов. Позже он признается, что они были сильно подражательскими и отражали его увлечение творчеством Майринка. И действительно при внимательном прочтении сборников рассказов „Черная хризантема” (1922), „Часы” (1924), „Огненная птица” (1927) и „Игра теней” (1928) нельзя не согласиться, что Светослав Минков – один из самых ярких и серьезных болгарских творцов в жанре „черного романтизма”. Это было направление в литературе начала ХХ века, которое во многом наследовало традицию „проклятых писателей” середины второй половины ХІХ века ‒ традицию По, Нерваля, Бодлера, Уайльда ‒ и одновременно лежало у истоков „черной фантастики” ХХ века и сюрреализма. Одним из самых читаемых и популярных писателей этой волны был австрийский писатель Густав Майринк. Для многих исследователей его книги – это не просто художественные произведения, а настоящие эзотерические трактаты, в которых описывается путь к духовному просветлению. Многие европейские писатели признавались, что учились у него. Среди них Франц Кафка, Михаил Булгаков и... Светослав Минков. Учась в Мюнхене, он сделал все возможное, чтобы познакомиться с Майринком. А после состоявшейся, наконец, встречи, у великого мистика появился не только большой почитатель и в Болгарии, но и талантливый переводчик его произведений и последователь.

Главный персонаж ранних произведений Минкова – смерть, а их действие происходит на кладбищах, в темных комнатах, странных отелях, заброшенных домах, словом, в таких местах, которые могут преподнести читателю дополнительную порцию леденящих кровь ужасов. В каждый из своих рассказов Минков вкладывает философскую идею, которую затем, используя средства мистической литературы, развивает. Так, в рассказе „Часы”, „заколдованные” часы в частной библиотеке отправляют главного героя на Луну с тем, чтобы тот понял относительность времени. А в рассказе „Иконы ‒ произведения дьявола” из икон сельского иконописца выскакивают злые духи, чтобы увести их создателя в ад, словно говоря, что за любым благочестивым делом, может скрываться сам дьявол.

Светослав Минков часто заявлял, что родился как автор в 1928 году, когда написал рассказ „Американское яйцо”, позднее переименованный в „Made in USA”. Этим заявлением он в некоторой степени выражал и свое критическое отношение к своим ранним произведениям. В сборниках „Автоматы” (1932), „Дама с рентгеновскими глазами” (1934), „Рассказы в ежовой коже” (1935) Минков уже предстает как один из самых талантливых сатириков в болгарской литературе. Теперь главные темы, интересующие писателя, это бессилие и анонимность человека в современном мире. В этом мире нет личностей, а есть – послушные и по-своему несчастные люди, подвластные манипуляциям. Большую часть произведений Светослава Минкова этого периода исследователи называют „американскими”, так как действие в них либо развивается в Америке, либо каким-то образом связано с ней. Но надо признать, что Минков никогда не был в Америке и строго следил за тем, чтобы это было известно, когда комментировалось его творчество. Так, когда в России вышла его книга и в предисловии написали, что автор так хорошо знает жизнь за Океаном по собственному опыту, Минков потребовал исправления этой ошибки.

Сюжеты для своих „американских” рассказов Минков брал из газет. В них много рассказывается о технических новинках. Но писатель до такой степени гиперболизирует факты, что его рассказы приобретают фантастические измерения. Так, например, в них рассказывается о женщине, которая как рентгеновский аппарат просвечивает людей и их мозг („Дама с рентгеновскими глазами”), о медицинской операции, которая способна вернуть молодость „Обезьянья молодость”), о желатиновых таблетках, которые доставляют самое великое блаженство человеку („Лунатин!... Лунатин!... Лунатин!...)... В рассказе же „Человек, который пришел из Америки” впервые в болгарской литературе представлен образ робота. По этой причине ряд исследователей считают эти рассказы первыми шагами болгарской научной фантастики.

После 9 сентября 1944 года ситуация изменилась. Новая власть критиковала Светослава Минкова как „буржуазного” писателя и время от времени напоминала, что никогда не забудет о его работе дипломатом в Японии при монархо-фашистской власти, при этом не вспоминала, что в 1941 году Минков сам пришел на процесс против поэта Николая Вапцарова, чтобы выступить в его защиту.
Светослав Минков умер в Софии в 1966 году.

В передаче озвучен фрагмент рассказа «Дама с рентгеновскими глазами».

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх