Мир сквозь объектив фотографа Димитрины Василевой
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Летом прошлого года в одном из столичных центров искусства была представлена выставка фотографий «Исчезающая Африка» Димитрины Василевой из г. Варна. С тех пор прошло немало времени, но образы, запечатлевшиеся в сознании, оставались все столь же яркими и живыми. Это и стало поводом встретиться с фотографом и узнать больше о тайнах ее магии.
«Фотография нашла меня совсем спонтанно около 7 лет тому назад в момент болезненного чувства. И это была невозможность описать и поделиться с моими близкими реальностью самой красивой картины, которую мои глаза когда-либо видели, - рассказывает Димитрина. – Однажды я ныряла в коралловом рифе острова Ямайки, где наблюдала за морскими звездами. Я была совсем одна, с собой не носила ничего. И когда я вышла из воды, весь остров был покрыт сотнями белых птиц. Я не имею никакого представления, что это были за птицы, но провела среди них много часов, в одиночестве и неописуемом восторге. Это был момент, когда я поняла, что хочу поделиться реальностью такой, какой ее видят мои глаза, так, как это чувствует мое сердце».
Когда Димитрина вернулась в Болгарию, она записалась на курсы фотографии, лихорадочно снимала, экспериментировала. Посредством своего искусства она стремилась найти себя, остаться верной своему внутреннему чутью, создать собственный уникальный почерк – распознаваемый и запоминающийся. Ее привлекали портрет, стрит-фотография, репортаж, документальная и актовая фотография. Новым вызовом для нее на данный момент является пейзажная фотография. Димитрину интересуют места, исполненные мистерии, опасностей, являющиеся «терра инкогнита» для цивилизованного мира.
«Мои фотографии в большой степени связаны с путешествием, так как я очень давно интересуюсь небольшими народами, племенами, исчезающими культурами, - говорит Димитрина. – У меня потребность прикоснуться к немногим настоящим моментам и считаю свою возможность путешествовать огромной привилегией. Я постоянно ищу уникальное, самобытное и в связи с этим выбираю те земные уголки, которые все еще находятся в хрупком симбиозе со своей историей, этнической принадлежностью, обычаями, бытийностью, собственными нравами».
Во время своих путешествий Димитрина Василева с сожалением устанавливает, что мир – на пути унифицирования:
«На каждой бельевой веревке в мире висят джинсы, рекламы «Макдоналдса» и других всемирно известных сетей блестят на абсолютно каждом месте в мире. Сотни тысяч мест превратились в дорогие туристические дестинации. В Кении я встретила масаев по профессии. Они просто позируют для фотографий, несут блестящие мечи, на которых пишет «Сделано в Китае» и, в сущности, они потеряли свой настоящий традиционный облик, изменили его почти полностью в интересах туристов и в своих чисто экономических интересах. Между прочим, я встретила и настоящих масаев, которые, однако, были в очках «Ray-Ban» и пользовались мобильными телефонами. Когда разрядится их батарейка, они бегут на расстоянии три часа пешком, чтобы зарядить ее там, где есть электричество. Несколько месяцев тому назад я была в Намибии, в исключительно интересном, очень самобытном городе Отуво. В супермаркете я изумленно смотрела, как одетые только в традиционные кожаные пояса, намазанные охрой женщины из экзотического племени симба, толкают перед собой тележки в магазине наполненные мукой, кока-колой, сахаром, точь-в-точь как современные домохозяйки в гипермаркетах. В Новой Зеландии я достигла до сердца культуры маори. Я хотела найти настоящих маори, чтобы узнать больше о происхождении той культуры, которая дала облик ряду тихоокеанских племен, и, в конечном счете, я не нашла. Современные маори уже располагают популярными марками одежды и обуви. Молодая, современно одетая маори сказала мне посетить местный музей, где я увидела около 20 черно-белых фотографий. Последняя из них была давности не более 20 лет, и это было единственным, что осталось как воспоминание о самобытности этой культуры. Именно в тот момент я осознала настоящую силу, смысл фотографии и невозвратимости момента».
На вопрос, как ей удается сократить дистанцию между объективом и буквально «войти в кадр», Димитрина Василева объяснила, что это происходит при помощи откровения и смелости. «Я очень редко снимаю издалека, и почти никогда не краду тайные моменты, - говорит она. – Обычно у меня есть только несколько мгновений на съемки. И я чувствую настоящее удовлетворение, когда мне удается уловить момент до того, как эмоциональное состояние человека передо мной изменится, и безвозвратность момента исчезнет. Это весьма смелый подход фотографирования и несет некоторый риск. Но мне это удается. Вероятно, я располагаю чем-то обезоруживающим. Мой друг сказал мне: «Потому что ты блондинка, поэтому». Вопреки тому, что я постоянно прячусь за большим аппаратом, люди доверяют мне и я им исключительно благодарна за это», - сказала Димитрина Василева. Иногда в своем искусстве она прибегает и к средствам черно-белой фотографии.
«Я выбираю черно-белое выражение, когда хочу подчеркнуть, прежде всего, форму, линию, объемы, когда я считаю, что графические элементы должны выделиться и что именно они являются ведущими в фотографии и делают ее воздействующей. А цвет в этом случае рассеял бы все это. Мой подход определенно интуитивный. Для меня не имеет значения, какой является фотография – монохромной или цветной. Важно то, чтобы она была воздействующей, чтобы оставила след, воспоминание».
Перевод Марии Атанасовой
Дополнительная информация
- Источник: Радио България