Никола Петров – яркий талант в области болгарского искусства

Никола Петров – яркий талант в области болгарского искусства

Софийское равное поле

До 30 октября в Софийской городской художественной галерее можно увидеть выставку, посвященную Николе Петрову – одному из интереснейших дарований в области болгарского изобразительного искусства. Экспозиция посвящена 130-й годовщине со дня рождения художника. В выставке собраны произведения из фондов галерей и музеев в Софии, в родном городе Николы Петрова – Видине, а также в городах Пловдив, Враца, Стара-Загора, Плевна и из частных коллекций.

«Мы обязаны перед новыми поколениями показывать выставки, имеющие более классический и исторический характер. Как и ознакомлять их с творцами, которые имеют новаторский вклад в болгарское искусство, – убеждена Аделина Филева, директор Софийской городской художественной галереи. – В сущности, такова была судьба и Николы Петрова. Он из первых поколений болгарских художников. Это творцы с национальным мышлением о нашей культуре и о Болгарии. Люди ежедневно встречаются с творчеством Николы Петрова в соборе Александра Невского. Речь идет о стенописи «Введение во храм». Никола Петров только что окончил свое обучение в Художественной академии, когда был приглашен создать эту сцену. Софийская художественная городская галерея является владельцем части подготовительных рисунков для этой фрески. Можно сказать, что как будто не существует выставки исторического характера, в которой не присутствовало бы произведение Николы Петрова. Независимо от того, из-за стиля ли это, манеры рисования, из-за композиции и даже из-за жанра, в котором он работал. В нынешней экспозиции публика встретится с Николой Петровым в качестве пейзажиста, портретиста, увидит его иллюстрации к различным книгам, проекты стенописей. Т.е. он работал в широком диапазоне».

Никола Петров – яркий талант в области болгарского искусства

Площадь Царя Освободителя в Софии

Называют художника создателем городского пейзажа в нашей стране. В годы, когда он творил, столица быстро разрасталась, были созданы знаковые для нее здания. Картины Николы Петрова отражают динамику в облике города. В 1904 году, например, построен Народный театр и немногим позднее он был увековечен в известной картине художника. Никола Петров рисовал одну из самых красивых площадей – Царя Освободителя, Мост львов в столице, старинную церковь Святой Софии, колоритные рынки. Разумеется, в качестве пейзажиста он вышел за пределы города, его кисточка запечатлела равное Софийское поле, пасторальные сюжеты, луга и поля, горы и реки. Исключительными являются портреты Николы Петрова – живые, дышащие, проникновенные. Мастерски воссозданы и обнаженные натуры. Многообразие его творчества можно увидеть в экспозиции, посвященной 130-летию со дня его рождения. Впечатляет легкость, с которой Никола Петров экспериментировал: от рисунка карандашом и углем до рисунка пером, от деликатной работы акварелью до пастельных произведений и масляных полотен.

Никола Петров – яркий талант в области болгарского искусства

К сожалению, художник умер молодым от туберкулеза. Ему было всего 35 лет. «Это лишило нас возможности радоваться большему числу произведений Николы Петрова, и в некоторой степени мы чувствуем себя неудовлетворенными, обманутыми жизнью. Так как от такого таланта, если это его начало, ожидается исключительная кульминация», – говорит Аделина Филева.
Подобно другим талантливым творцам, которым судьба отрядила недолгий житейский путь, работа Николы Петрова была исключительно насыщенной. Всего в возрасте 22 года он стал членом и основателем общества «Современное искусство». В 1903 году он получил государственную стипендию и отбыл в Рим. Затем последовали разные выступления художника в Софии, Белграде, Льеже, Лондоне, Загребе, Мюнхене, Венеции, Риме, Берлине. Какую параллель можно провести между ним и Иваном Милевым – другим талантливым болгарским художником, умершим совсем молодым, не дожившим до 30 лет? «Эти художники имели определенные ценности. Из их творчества очень ясно видно, что для них было важно, чтобы искусство было на европейском, на мировом уровне, – говорит Аделина Филева. – Они пользовались всеми уроками – и болгарскими, и мировыми, к которым могли прикоснуться, но так, чтобы на их полотнах было увековечено то, что мы болгары имеем. Так, чтобы оно было понимаемым для всех других. Т.е. чтобы язык был универсальным, характерным для европейского искусства, но темы, образы, сюжеты раскрывали болгарскую душу. Может быть, это звучит несколько романтично, но именно из-за этого они так ценны. Они были одухотворенными людьми, которые интересовались многими вещами, не закрывались только в ателье. Для меня оба они творцы, которые остаются в нашем искусстве, так как связаны с динамикой своего времени. Начало ХХ века является чем – то удивительным, налицо подъем во всех областях: и в архитектуре, и в науке, в создании школ, разных институтов в нашей стране. И эта энергия, с которой наши соотечественники меняют направления, находит выражение и в искусстве. Эти два больших таланта были членами разных творческих обществ, каждое из которых со своей платформой, целями, поисками. И, разумеется, за их дарованием кроется огромный труд. По этой причине мы обладаем многими разнообразными их произведениями, независимо, что их судьба и творческий путь были недолгими».

Перевод: Марии Атанасовой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх