О связи между демонами и демократией – французский карикатурист Плантю в Софии
- Автор Александр Новинков
- Станьте первым комментатором!
Всемирно известный французский карикатурист Плантю приехал в Болгарию, чтобы открыть свою выставку в Софии в компании болгарских коллег Христо Комарницкого и Теодора Ушева.
Панно с его рисунками, провокативная рефлексия на темы политики, экологии и общества в целом, привлекают взгляды прохожих на площади Славейкова в сердце болгарской столицы. „Исключительно смело с вашей стороны представить их на улице“, - отметил Плантю.
При помощи маркера и планшета карикатурист показал, как возникают рисунки – красивым, смелым жестом появляется голубь мира, который несет карандаш (или знак вопроса, или принимает форму карты Украины) или же появляется мышь, которой художник часто ставит подпись. Цвета, в свою очередь, несут символическую нагрузку, – в данном случае сочетают цвета флагов Франции и Болгарии. Рисунки, по его словам, это своего рода фразы, графический синтаксис или же перевод: „Читаем газету и статьи превращаются в рисунки. Вместо того, чтобы переводить словами, я перевожу образами“, - пояснил он.
Плантю говорит, что карикатура - пространство свободы. Абсолютна ли она? По оценке болгарского карикатуриста Христо Комарницкого, мысль о том, как публика примет карикатуру, - это „младший брат или сестра самоцензуры и это порой берет над автором верх“.
„Лучшие примеры карикатуры - когда она раздражает больше людей, – отметил другой всемирно известный художник -Теодор Ушев. – Она родилась с демократией. Аристотель описал первого карикатуриста Павсона как человека, который изображал людей худшими. Демократия и карикатура идут рука об руку – если исчезнет одно, то исчезнет и другое“.
„У карикатуристов в Болгарии особое место, - дополнил политолог Димитр Ганев. – У них было очень важное место и до демократических перемен, во время тоталитарного режима. Одним из крупнейших скандалов в начале 70-х годов был сборник народных эпиграмм „Острые перцы“ Радоя Ралина и Бориса Димовского. Это, возможно, был первый момент, когда стали происходить какие-то сдвиги“.
Для Плантю карикатурист – это барометр свободы слова, но с социальными сетями контекст значительно меняется:
"Иногда рисунки не понимают. Его рисуешь здесь, в Софии, но он может остаться непонятым на расстоянии в десять тысяч километров или 50 метров. Именно это произошло с моими друзьями из „Шарли Эбдо“. Новость для карикатуристов, что нас упрекают уже и за карикатуры, которые мы никогда не рисовали“.
Сам кардинал Ришелье стал изобретателем социальных сетей, считает французский карикатурист, потому что он говорил: „Дайте мне 6 строчек, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них то, за что его можно повесить".
Поэтому педагогическая работа исключительна важна и Плантю, который работает с детьми, посетил несколько софийских школ, так как мы должны быть подготовлены к тому, что сколь бы удобным инструментом ни был интернет, он может превратиться в демона.
В своей работе карикатурист использует стереотипы. Чтобы отдать должное французскому клише – французской булке, которая недавно вошла в список ЮНЕСКО объектов нематериального культурного наследия, Плантю изображает символ организации, заменив колонны небольшими багетами.
А какова связь между демонами и демократией?
„Против демона Путина – я изобразил его драконом – наша маленькая Европа, которая иногда демонична. Ее критикуют, но она выбрала, на чью сторону встать. А, может быть, наши демократии – демонократии“.
Личный демон Плантю - страх белого листа, но он цитирует опыт бельгийского карикатуриста Филиппа Гелюка /Philippe Geluck/, который рисует только на синей бумаге и уже не боится белых страниц.
Перевод Елены Паскаловой
Фото: БГНЕС, Мария Стоева
Источник: http://bnr.bg/