Отар Иоселиани – гость 15-ого кинофестиваля “София Филм Фест”

Отар Иоселиани – гость 15-ого кинофестиваля “София Филм Фест”

Специальным гостем юбилейного 15-го кинофестиваля “София Филм Фест” в этом году был знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, который получил “Награду Софии” столичного муниципалитета за свой вклад в искусство кино.

По мнению деятелей кино и критиков, этот невероятный творчески дух характеризуется, прежде всего, своим эксцентрическим всемиров, ироническим взглядом на мир, но и симпатией к роду человеческому.

Отар Иоселиани родился в 1934 году в Тбилиси, Грузия. Первоначально он обучался игре на фортепьяно в музыкальной школе родного города, а в 1953 году он принят на Механо-математический факультет Московского государственного университета. Двумя годами позже он перешел на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Александра Довженко. Его первый короткометражный фильм “Акварель” был заснят в 1958 году и показан по телевидению, а показ картины “Апрель” с 1962 года был запрещен в СССР до начала 70-ых гг.

Отар Иоселиани работал рыбаком и металлургом, пока, наконец, в 1966 году завершил свой дебютный полнометражный фильм “Листопад” – бесспорное доказательство его оригинального авторского почерка. Пропитый легким юмором, фильм представляет собой прелестный поэтический этюд созревания, он насыщен розмыслами и добросердечностью. “Листопад” удостоен приза ФИПРЕССИ (“Феликс критиков”) на кинофестивале в Канне, но снова запрещен советской цензурой. Такой же была судьба и документального “Старинная грузинская песня” с 1969 года.

Фильм “Жил певчий дрозд”, который вышел в 1971 году, превратился в одно из самых эмблематических произведений Иоселиани, в котором история музыканта Гия рассказана с большой симпатией и тонким юмором. Показ фильма был ограниченным – только в киноклубах. И несмотря на то, что в 1979 году режиссер стал заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР, это десятилетие остается самым мрачным в его творческой карьере, так как за это время он заснял всего лишь один фильм – “Пастораль” (1975 г.). Эта восхитительно заснятая черно-белая хроника, уловившая сущность жизни в одном грузинском селе, принесла ему снова приз ФИПРЕССИ – на этот раз с Берлинского фестиваля.

Отар Иоселиани – гость 15-ого кинофестиваля “София Филм Фест”

© Фото: БГНЕС

Режиссер во время съемок.

С начала 80-ых гг. Отар Иоселиани живет и работает во Франции. Он снял несколько документальных фильмов для телевидения, а в 1984 году режиссировал “Фавориты луны”, который получил Большой специальный приз жюри Венецианского международного кинофестиваля в том же году. Это рассказ об истории старинных предметов, которые меняют своих владельцев, и о страсти обладать ими, которая затуманивает сознание различных персонажей, судьбы которых переплетаются в картине.

В 1986 году режиссер стал членом Международного жюри в Берлине, а в следующие несколько лет его фильмы завоевывают призы на престижных кинофестивалях. “И стал свет” (1989 г.) и “Разбойники. Глава седьмая” (1996 г) – Большой приз жюри Венецианского международного кинофестиваля; “Охота на бабочек” (1992 г.) – «Приз Андрея Тарковского» на Московском международном кинофестивале в 1993 году; “Прощай, дом родной” (“Истина в вине”) (1999 г.) – приз ФИПРЕССИ европейскому фильму года.

В 2002 году сам режиссер удостоен “Серебряного медведя” за режиссуру фильма “Утро понедельника”. Эту картину он лично представил болгарским зрителям на 7-ом фестивале “София Филм Фест” в 2003 году. Одновременно эксцентричный и забавный, фильм рассказывает о мужчине, который хочет убежать от досадной повседневной жизни и насладиться собственной свободе, но когда, в конце концов, он успевает осуществить желанное бегство, оказывается, что его семья вообще не заметила его отсутствия.

Комедия „Сады осенью” была включена в программу „София Филм Фест” в 2007 году, а в связи с 15-ым юбилейным изданием фестиваля в этом году Отар Иоселиани представил болгарским почитателям своего творчества драму „Шантрапа”.

Отар Иоселиани – гость 15-ого кинофестиваля “София Филм Фест”

© Фото: БГНЕС

Кадр из кинофильма "Шантрапа".

Это деликатная, но уничтожающая сатира, полная автобиографических моментов. Фильм – рассказ о дороге кинотворца, который стремится только к возможности выражать свои мысли свободно, но обнаруживает, что эта свобода не доступна в его родине и уезжает за границу. И, разумеется, художественно обобщает собственные творческие переживания самого знаменитого режиссера. Отар Иоселиани объяснил, что именно означает заглавие фильма так:

„Наше общество страдает отсутствием свободы, страдает несвободой. Люди страдают, потому что они зависимы, потому что они должны подчиняться. Это номенклатура. Кто-нибудь может сказать, что в Голливуде есть свободные режиссеры. Это не так. Просто какая-то группа разбойников выдумала схему, по которой нужно делать кино. Если нет хэппи энда, значит фильм – не американский”, – говорит Отар Иоселиани.

В сатирическом произведении „Шантрапа” Отар Иоселиани вглядывается в свое собственное прошлое, но и в жизнь многих своих коллег, среди которых Александр Аскольдов и гениальный Андрей Тарковский.

Таково знаковое кино восхитительного Отара Иоселиани – благословенное различие и элегантный аристократизм. Для режиссера нет ничего ценнее свободы духа и права свободного выбора в искусства. И это счастливый случай, когда именно это искусство очаровывает своим особым артистизмом. 

Перевод Десиславы Ивановой

Дополнительная информация

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Наверх